Михаил Злыдников

Ведущая Петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович:

Гость нашей программы - президент акционерного общества "Всемирная ярмарка "Российский фермер" Михаил Злыдников. Однако, речь в первую очередь пойдет не о сельском хозяйстве и ярмарках, а о спорте. Михаил Злыдников вместе с предпринимателем Виктором Уфимцевым решили построить в Петербурге современный теннисный центр. Михаил Дмитриевич, что побудило вас направить свои взгляды на эту проблему и заняться строительством теннисного центра?

Михаил Злыдников:

Вообще хороший вопрос, и мне очень нравится ваш посыл, и вообще я в первый раз на Радио Свобода, если бы мне лет 15 назад сказали, что я буду на "вражьем радио", я бы, конечно, был потрясен, этому бы не поверил никогда. Во-вторых, что значит, решили? Мы мечтали об этом с Виктором, этим занимались, наверное, года два, пока не нашли очень мощную поддержку. А почему так? Потому что у нас дети играют в теннис, я сам очень много как бы сам с собой занимался теннисом, для себя просто, для здоровья, мне очень нравится этот вид спорта, и у меня в судьбе уже был такой вариант, где-то с 1989-го года до 1991-го я бы директором теннисного клуба такого... Мы тогда набирали детей, мы занимались, мы тогда даже, наверное, несколько опередили время, мы сделали первую группу профессиональную детишек, это в 1990-м году, и она существовала, пока я оттуда не ушел. Такой тренер Михаил Кравец был нами приглашен со своими детьми, мы им платили, кормили, поили, тогда кооперативное движение, помните, было очень светлое время в нашей стране. Мы с родителями заключили контракт. Я могу с гордостью сказать, что оттуда вышли все сегодня сильнейшие теннисисты, кто в городе - все были в этой группе тогда у Миши Кравеца, но они еще были малышами, сегодня это уже все взрослые ребята, всем уже по 18-20 лет, наверное, они и не помнят, как они ходили, но мы их, я говорю даже обедами кормили, лагерь им делали, и даже родителям платили стипендии.

Татьяна Валович:

А на сегодняшний день этот центр продолжает существовать? Вы следите за судьбой его сейчас?

Михаил Злыдников:

Нет, он сегодня принадлежит заводу "Красный выборжец", я знаю, что там никакого такого вот плана деятельности нет, к моему большому сожалению, и вообще он пришел в упадок. Мы построили его на свои деньги тогда. Кооперативное движение было очень положительно, к сожалению, незаслуженно забыто, но я знаю, и мы, и много-много других кооперативов что-то строили, что-то делали для людей, и мы тогда построили теннисный стадион абсолютно на свои деньги.

Татьяна Валович:

А сейчас что этот за проект и чему в основном он будет посвящен - тоже детям, или взрослым?

Михаил Злыдников:

Нет... Сейчас, я надеюсь, если мы построим, я даже по дереву постучу, к этому есть, наверное, все, мы и землю имеем, и договор аренды, и уже практически согласовали весь проект, остались какие-то нюансы, это будет детский центр, осталось туда собрать, я все время в сослагательном говорю наклонении, постараемся собрать туда всех лучших питерских тренеров, чтобы сразу собрать туда всех самых лучших, талантливых, создать, по крайней мере, условия, чтобы туда пришли талантливые детишки, попробовать создать им там условия. Есть Бог, там будет очень маленькие цены для коммерческих групп и если все будет нормально, будут созданы и бесплатные группы, чтобы туда могли отдать детей те, кто не могут платить за обучение. Очень много мы теряем из-за этого, что очень дорогой вид спорта, особенно для детей.

Татьяна Валович:

А если будут такие бесплатные группы - кто туда будет в первую очередь набираться, и как определять, взять ли ребенка в бесплатную группу и чем будет она отличаться по качеству тренеров или чего-то другого?

Михаил Злыдников:

Ну, во-первых, я вам открывать секреты не собираюсь, это раз. Во-вторых, как отличать - это любой тренер, наверное, в течение одного-двух занятий сразу скажет, талантливый малыш или нет, это скорость сразу видна у ребенка, концентрация его на мяче, как глаза смотрят, как руки ракетку держат, практически с одного-двух занятий уже видно, что за детишка к нам попал. Профессионалы это определят. Тем более, у нас в городе есть очень хорошие тренеры детские, но, к сожалению, тренеров, которые могут вывести после 15-16 лет ребенка, таких тренеров, на мой взгляд, не наблюдается. А вот из малышей сделать хороших подготовишек - это в городе у нас очень здорово. Будем набирать тех, кто не может платить такие деньги, поверьте. даже мы знаем сегодня в городе тех детишек, ребят, которым 9-10 лет, кто играет, и родители мучаются, это же надо корт арендовать, корт очень дорого стоит, я вам назову, минимально 300 рублей в час. Представьте, если вы хотите, чтобы ваш ребенок, занимался, надо как минимум 6 дней в неделю, желательно две тренировки в день, умножьте, поймете, сколько надо зарабатывать, я не говорю про ракетки, кроссовки... Понимаете, маленькому ребенку не надо ракетку за 100 долларов - 150. Есть и дешевенькие ракетки. Если человек начинает подавать надежду, начинает уже играть в турнирах тогда да. Но сегодня у каждого тренера есть по 5,10,20 ракеток, он выдает, уже накопили какой-то свой багаж, обычно и тапочки... Но вот аренда корта - да... Тренеры наши - никто за бесплатно не работает. Вот мы пытаемся найти какой-то механизм, что-то сделать в нашем городе, помочь, я очень рад, что у нас есть поддержка Спорткомитета города, губернатора города, правительства города, я буквально на этой неделе встречаюсь с Олегом Ниловым, председателем комитета по спорту, будем что-то вместе придумывать.

Татьяна Валович:

Михаил Дмитриевич, вот первый российский президент Борис Ельцин был своеобразным популяризатором тенниса, чем еще запомнились вам годы правления Ельцина?

Михаил Злыдников:

Я вообще-то сомневаюсь, что Борис Николаевич Ельцин был популяризатором тенниса, потому что куда мы тогда денем и Морозова и... Анну Дмитриеву - а они кто? Вы знаете это плод досужих журналистов, что Борис Николаевич сделал что-то такое для тенниса. Это как раз совершенно... Брежнев увлекался хоккеем, так что, популяризация хоккея произошла в нашем городе, или где-то? Нет.

Татьяна Валович:

Но вот хоккеем Брежнев увлекался, хоккей у нас был на высоком уровне, Ельцин, в общем, заставил всех чиновников заниматься теннисом...

Михаил Злыдников:

Это все не так, поверьте мне. Ельцин абсолютно образец нашего времени...Понимаете. У нас же дикие... Я не люблю Явлинского, но он сказал правильно: "У нас не страна, у нас не Азия, у нас не Европа, у нас Азиопа". И поэтому, если уж мы гуляем, то у нас демократия до конца... Господи, можно же было сделать одну хоккейную команду, ребят держать на сборах, чтобы с ЦСКА добиваться высоких достижений, платить им, они говорили, по-моему, по 100 долларов премиальные, и обратно в казарму возвращались, чтобы ЦСКА было лучшим. А Ельцин - дитя своего времени и идеальный представитель русского мужика, который может брякнуть, а потом же надо отвечать за свои слова, насчет рельсов или этих снайперш, много можно вспоминать. Любитель выпить, любитель резких фраз. Понимаете, он совершенно абсолютно - копия русского человека, русского народа. Поэтому я уверен, что лет через 20-15 будут во всех городах стоять памятники Ельцину. Я вам гарантирую. Вряд ли я доживу, но это абсолютно точно будет в обозримом будущем, потому что этот человек взялся за самое тяжелое. Как Гайдар в свое время взял на себя самое тяжелое - попробовать переделать огромную, тяжелую, аграрную страну 150-миллионную, растянувшуюся на одной шестой, помните, нас учили - одна шестая часть суши... Поэтому вот говорить о том, плохой он хороший, кто знает Ельцина, вот говорили наши граждане, что за него кто-то правил, кто знает это время, так кто за него мог править, когда он сам принимал решения, а потом страна вся шаталась, и все время включенный телевизор был, кого еще сняли, куда что пошло. Вспоминая вот это дикое время...

Но все равно, русский народ - какой есть народ, такой есть правитель, всем надоело это время, мы сейчас молимся на тот порядок, который наводит Владимир Путин и, заметьте, всем нравится, потому что надоело 10 лет таких шатаний, гуляний, грубо говоря, без царя в голове, без вертикали власти - ну, надоело же. Поэтому всем очень нравится то, что делает Владимир Владимирович Путин, то, что он говорит, потому что делают - пока ничего не делают, наше, Миша-два процента, это правительство, оно ничего не делает. Мы не знаем, к какой экономике мы идем, мы не знаем, чего мы строим, чего это будет, тут тоже вообще какая-то неясность, два года, можно было объяснить цели и задачи, да? Пока... Я думаю, что Касьянова снимут с его правительством, вот это правительство переходного периода, может, придут другие люди, уже четко скажут, что будет через 5 лет, через 10, куда мы идем вообще, кем мы будем? Социализм шведский или китайский капитализм, чего мы строим вообще, что будет с нашими детьми, и что мы есть будем.

Татьяна Валович:

А как вы считаете, сейчас действительно идет ужесточение власти, есть ли какое-то присутствие силовых структур во власти, как вы отмечаете для себя?

Михаил Злыдников:

Понимаете, вот только что мы говорили на эту тему. У нас все без меры, без края, если же у нас наводят порядок, что делают совершенно правильно, то гайки завинчивают с такой силой, что, понимаете, что начинает течь со всех сторон. Ведь русский народ вообще исконно "обожает" - на чем он специализируется, на создании фискальных органов и органов надзора, вот тут дай создать какую-нибудь комиссию, какую-нибудь силовую структуру, вот тут нам только дай, и заметьте, какое количество сейчас проверяющих надзирающих... То вот все гуляли... Или, как знаете, смешно: "ОБХСС занималось довольными, а КГБ недовольными"... Сейчас занимаются органы тоже всеми. У нас же все без края. Или без края дисциплина или без края у нас гулялово, демократия.

Татьяна Валович:

Не получится опять, что настолько завернут гайки, что всем станет невмоготу?

Михаил Злыдников:

Я же не зря сказал, что я сижу на "вражьем радио", вы, в первую очередь, не позволите, вас же начнут все слушать, это раз. Во-вторых, я думаю, что нет, я лично знаю Владимира Владимировича Путина, я за него голосовал, вел своих детей, знаю, что очень много людей, мы за него все, поэтому были и знаем, что он очень разумный, умный человек. В первую очередь, президент не позволит, как добрый царь.

Татьяна Валович:

Михаил Дмитриевич, я хочу вернуться к вопросу о вашем новом проекте строительстве теннисного центра, что для вас этот проект - бизнес или благотворительность?

Михаил Злыдников:

Вы видели в нашей стране богатого бизнесмена, который занимается теннисом? Я лично не видел. Не надо говорить - Шамиль Тарпищев, он разбогател на совершено другом, вот поэтому это, конечно, "бизнес" - говорить, что от этого станет каким-то образом богаче, вряд ли, иначе не надо говорить, что вот бесплатные группы и недорогие цены. Ну, вообще-то, сейчас для меня и подготовка к ярмарке уже одиннадцатой, все-таки это идет работа, но чего делать и когда она будет - все понятно, а вот в теннисном центре у меня, конечно, сейчас душа лежит, потому что я и сам играл много лет, и второй раз в своей жизни я стал членом Федерации тенниса, сейчас член президиума Федерации тенниса Северо-западного региона... Но я буду совершенно несправедлив, если вам не скажу, что тут вот герой-папа, две - папа, это конечно, неправильно и акценты неверные, потому что если бы не Шамахов Владимир Александрович, тогда еще начальник Северо-западной таможни, ничего бы этого не было, Федерация бы тенниса в городе не работала, а сейчас она, в общем, взяла под свое крыло и первенство города, которое раньше - кто хочет, тот и проводил, кто хочет, того награждал, и поэтому у нас дети где-то в пятидесятке болтались страны. Как у нас чемпион по сквошу, вот вы знаете, в городе? Я не знаю. Так и по теннису, у нас никто ничего не знает, все тихо, спокойно, странно, европейский город, и по количеству людей мы пару стран знаем, Мартину Хинга из Швейцарии мы все знаем, а чемпиона нашего города не знаем... И вообще, знаете, интересная Россия, сейчас журнал... опубликовал рейтинги, он делает из крупных американских журналов месячных. Обратите внимание, январь-февраль-март, кто в десятке самых популярных россиян, не видели, нет?

Татьяна Валович:

В том числе, по-моему, и Кафельников?

Михаил Злыдников:

Не в том числе, а после Путина идет обязательно Сафин или Кафельников, третье место опять занимает кто-то из них, четвертое - это обязательно Курникова. Вот, в первой пятерке самых известных россиян в мире три, как минимум, теннисиста. Поверьте мне, славу стране ни наши лодки, ни наш балет уже давно... А вот сейчас на сегодняшний день только теннисисты приносят, если вы обратите внимание, по спорту - только теннис.