Открытие Сан-Себастьянского кинофестиваля

Андрей Плахов, Сан-Себастьян:

В испанском городе Сан-Себастьян открылся 49-й международный кинофестиваль. Уже последняя стадия его подготовки показала, как трудно делать премьерный фестиваль класса "А". Из 18 картин, включенных в конкурс, половина уже были показаны недавно в Монреале, Эдинбурге, Венеции или Торонто. К обычным трудностям фестивальной конкуренции добавились и внеплановые. Особенно много проблем было с американскими фильмами, выпуск которых все больше определяется симультанной мировой прокатной стратегией голливудских кинокомпаний. В результате только три фильма из США попали в официальную секцию фестиваля. Тем не менее, в Сан-Себастьяне ждали большое количество гостей из Америки - продюсеров, прокатчиков и особенно - архивистов, владеющих копиями классических американских картин, отобранных для ретроспективных показов. (Фестиваль славится высоким качеством и уровнем организации ретроспектив). Но в это раз накатанный процесс оказался под угрозой срыва из-за событий в Америке. Большинство ожидаемых гостей отменили свои поездки в Сан-Себастьян. Не пришли вовремя и многие фильмы. Заслуженные артисты США Джули Эндрюс и Уоррен Битти, которым должны были вручать за вклад в киноискусство почетный приз "Доностия" попросили в связи с ситуацией перенести чествование на следующий год. В этой связи организаторы фестиваля сделали даже специальное заявление, подчеркнув, что будет меняться расписание сеансов и вообще, фестиваль будет другим, чем раньше.

Тем не менее, киносмотр в Стране Басков открылся. Чтобы сгладить впечатление от обострившихся организационных проблем, на сцену выпустили двух американцев, которые все-таки явились. Это Тодд Солондз - режиссер фильма "Рассказчик", и Роуз Трош - режиссер картины "Безопасность объектов", показанной на открытии. Это фильм о хрупком и фрустрированном внутреннем мире обитателей американского предместья. Конфликты в семье, отчуждение родителей и детей, автомобильные аварии, болезни, подростковые комплексы - в картине есть все, и все это кажется таким банальным и безопасным на фоне свершившейся большой катастрофы. Даже название фильма - "Безопасность объектов", носящее характер метафоры, воспринимается теперь совсем иначе. Тем не менее, организаторы фестиваля еще задолго до последних событий подготовили спецпрограмму, которая оказалась весьма актуальной. Она называется: "Это случилось вчера" и посвящена тому, как кино отражает события большой истории. Знаменитые фильмы про Джона Рида, Пирл Харбор, не новый, а снятый 30 лет назад, про сражения Второй мировой, и разгул терроризма в Германии в 70-е годы, про югославский кризис, вьетнамскую войну, латиноамериканские диктатуры и открытие вируса СПИДа дают впечатляющую картину истории ХХ века. Вероятно, придет время, и такая же кинопанорама будет создана про век XXI. Единственный российский участник этой программы - фильм Октябрь Эйзенштейна и Александрова. А еще специальная почетная ретроспектива посвящена в Сан-Себастьяне работам Отара Иоселиани, половина которых сделана в стране под названием "СССР".