Фестиваль в Локарно - центральная тема: отношения человека с окружающим миром

Андрей Плахов, Локарно:

В Локарно продолжается 54-й международный кинофестиваль, который завершится в конце недели. Показана уже большая часть конкурсной программы и фильмов для широкой публики на Пьяцца Гранде. Завершились показы в секции "Неделя критики". В ней уже присужден приз. Он достался швейцарскому фильму "Мальчик Венера". Его режиссер Габриэла Баур подала себя в титрах как Габриэль. Эта картина о женщинах, меняющих свой пол, радикально, с помощью гормонов и операций, или ради шоу, представления, принимая на один вечер в кабаре мужской облик. За достаточно специфичной и деликатной темой просвечивает другая, универсальная, ставшая центральной на этом фестивале. Тема социальных ролей, отношений человека с окружающим миром, самим собой и своей физической оболочкой.

В другом фильме - "Орлан", режиссера Стефана Орияха, дан портрет еще одной женщины - артистки, которая делает эксперименты на своем теле, подвергая его уже в течение 20 лет тяжелейшим пластическим операциям. Тело, одухотворяющая его душа и эмансипация пола - в центре показанной на Пьяцца Гранде картины "Путешествие в Кафиристан" Фоско и Донателло Дубини. Две интеллектуалки на исходе 30-х годов совершают рискованное путешествие в заброшенный район Афганистана - одни, без сопровождения, без языка. На фоне турецких и афганских пейзажей, снятых, на самом деле, в Узбекистане, разворачивается драма первых, еще наивных шагов женской эмансипации. Кстати, фотографии одной из героинь - фоторепортера Эллы Майяр - вдохновили после войны другую эмансипированную даму - Лени Рифеншталь, на ее африканские вояжи.

Помимо новых фильмов киноманы в Локарно вовсю смотрят две исторические ретроспективы. Одна из них посвящена вкладу азиатских кинематографистов в американское кино. Выясняется, что этот вклад настолько велик, что может быть сопоставлен с тем, который внесли европейцы, в частности, евреи и другие выходцы с задворок Восточной Европы в первой половине ХХ века. Сегодня место Билли Уальдера и Эдварда Дмитрика заняли китаец Анг Ли и японец Грегг Араки. Другая ретроспектива называется "Итальянский пеплум", и включает фильмы на античные сюжеты, снимавшиеся в Италии еще на заре немого кинематографа, но особенно активно - в 50-е - начале 60-х годов. Это очень интересный исторический урок. Оказывается, отнюдь не всегда Голливуд лидировал в области больших эпических полотен. Было время, и не такое уж давнее, когда итальянцы не только гремели на весь мир высокоинтеллектуальными фильмами Феллини и Антонио, но и насыщали коммерческий прокат хитами типа "Подвигов Геракла". В этих фильмах считали для себя за честь сниматься и голливудские звезды ранга Кирка Дугласа и Энтони Куинна, которых, кстати, дублировали на итальянский язык. На римской кинофабрике "Грюз" в жанре "пеплума" начинал и Клинт Иствуд, позднее ставший отцом жанра "спагетти-вестерна". И если в те времена снобы относились к "пеплуму" как к рутине, то сегодня эти фильмы смотрятся иначе, а режиссеры Марио Бава и Риккардо Фреда воспринимаются как классики жанрового кино.