Итоги кинофестиваля в Карловых Варах

Андрей Плахов, Карловы Вары:

Завершился 36-й международный кинофестиваль в Карловых Варах. Главный приз получила французская картина "Амели". Эта немного сладковатая комедия-драма режиссера Жан-Пьера Жене с самого начала была фавориткой фестивального конкурса. После того, как ее не взяли в Канн, у "Амели" сложилась репутация непризнанного шедевра, ставшего жертвой чудовищных интриг. Ее показали на открытии Московского фестиваля, но вне конкурса. И вот первый конкурсный показ - все было как будто заранее спланировано. Картина понравилась и публике, и критикам, и жюри под председательством Кшиштофа Занусси, которое присудило "Амели" главный приз "Хрустальный глобус". От Занусси, правда, ждали, что он будет лоббировать польский фильм "Привет, Терезка", - действительно, единственной серьезной конкуренткой юной француженки Амели оказалась ее ровесница полька Тереза, только, в отличие от романтичной девушки с Монмартра, она воспринимает жизнь трагически... Фильм Роберта Глинского был в итоге удостоен второго по значению специального приза жюри, а также награды международной кинопрессы "Фипресси". Как не без самоиронии сказал председатель последнего британский критик Рональд Бергер - "это идеальный фильм для такого приза - черно-белый, польский, депрессивный".

В сущности, и официальное жюри, принимая решение, оказалось в плену очевидных стереотипов. Так оба актерских приза достались шведским исполнителям из датско-шведской картины "Песня для Марса". Ее режиссер - датчанин Билле Аугуст - известен как ярый традиционалист и противник догмы, изобретенной его младшим соотечественником Ларсом фон Триером. И вот: жюри предпочитает отметить, причем дважды, именно этот фильм, а не норвежскую "Кабинную лихорадку", сделанную как раз в каноне догмы, причем весьма удачно.

Честно говоря, Карловарский конкурс не давал большого простора для борьбы эстетических концепций, хотя и представил образцы очень разного кинематографа. Одним из них был фильм Карена Шахназарова "Яды или Всемирная история отравлений", но особого успеха он не умел и призами не был отмечен. Тем не менее, российское участие в фестивале не прошло незамеченным. Престижный приз Свободы достался показанной вне конкурса картине Артура Аристакисяна "Место на земле" - "фильм про свободную любовь и кастрацию в Москве", - цитирую чешскую прессу - вызвал всплеск интереса, хотя и несопоставимый с тем ажиотажем, что сопровождал показ "Пианистки" и "Интима".

Главной звездой в Карловых Варах стал британец Бэн Кингсли. Выйдя на сцену вручать главный приз, он сбросил пиджак, встал на голову, а оказавшись опять на ногах сказал: "Этим я засвидетельствовал, что готов все что угодно сделать для моих чешских друзей". И помимо него - звезд на фестивале хватало. Последней из них к ним присоединился Олег Меньшиков, рекламировавший швейцарские часы "Лонжин". Учитывая численность российской диаспоры в Карловых Варах, это была вполне здравая коммерческая идея.