Ведущий программы "Темы дня" Петр Вайль беседует с кинокритиком Андреем Плаховым.
Петр Вайль: В среду в Канне, на французском Лазурном Берегу, в очередной раз открывается самый престижный в мире кинофестиваль. Там работает критик Андрей Плахов, с которым я побеседовал перед открытием. Андрей, нынешний Каннский фестиваль чем-нибудь отличается от предыдущих - обычно устроители этого праздника что-нибудь придумывают особенное?
Андрей Плахов: Да, нынешний фестиваль, можно сказать, полуюбилейный, 55-й по номеру, и организаторы решили отметить эту дату тем, что собрали фильмы, которые должны были быть показаны в сентябре 1939 года на первом Каннском кинофестивале, который, естественно, не состоялся ввиду начала Второй мировой войны. И вот теперь эти картины собраны заново, собрано специальное жюри из профессионалов, и это жюри должно будет присудить запоздалый приз лучшей картине из этой коллекции. Интересно, что в числе претендентов - картина "Ленин в 1918-м году" режиссера Михаила Ромма. Надо сказать, что Владимир Ильич - довольно частый гость Каннского фестиваля. В свое время здесь показывался фильм "Ленин в Польше", а в прошлом году показывалась картина "Телец" Александра Сокурова.
Петр Вайль: Сокуров, как известно, и в этом году будет показан на Каннском фестивале, это будет его фильм "Русский ковчег".
Андрей Плахов: Совершенно верно, это единственная российская картина, которая будет участвовать в каннских программах, и именно в конкурсной программе. Интересно, что этот фильм снят с помощью современной новейшей дигитальной техники специальной камерой в Эрмитаже одним полуторачасовым непрерывным кадром. И показана она будет тоже в видео-проекции в большом зале Каннского дворца, для чего специально будет установлен видео-проектор. Это довольно уникальный случай в истории Каннского фестиваля, когда для показа такой специфической экспериментальной картины будет поставлена специальная аппаратура, потому что обычно такие фильмы в большом конкурсе не показываются - это первый на моей памяти случай.
Петр Вайль: Андрей, а как вы думаете, здесь внимание к такому техническому эксперименту, такому кинофокусу, или это особое внимание к Александру Сокурову?
Андрей Плахов: Я думаю, что это внимание персонально к Александру Сокурову. Ведь уже третья его картина подряд попадает в конкурс Каннского фестиваля. Это рекорд, и не только для российских режиссеров. Но, кроме того, вызвал большой интерес и сам фильм, поскольку никто его не видел, кроме Каннской комиссии и самого Сокурова. Сказать сейчас что-либо достаточно сложно, тем не менее, по просочившимся сведениям, этот фильм получил очень высокую оценку отборочной комиссии и, в силу этого, был включен в конкурс. Так что, будем ждать этой премьеры.
Петр Вайль: А что говорят о фаворитах - в этом году каннская программа изобилует знаменитыми именами?
Андрей Плахов: Да, знаменитых имен очень много, поэтому говорить о фаворитах крайне сложно. Среди этих людей есть и такие знаменитости, как Роман Полянский или Дэвид Кроненберг, которые уже, оба они, возглавляли каннские жюри, а теперь участвуют сами как конкурсанты. Есть Мануэль де Оливейра, классик португальского и европейского кино. Есть итальянец Марко Беллоккьо, есть англичанин Майк Ли, который уже получал в Канне золотую пальмовую ветвь за фильм "Секреты и обманы"; Кен Лоуч, другой знаменитый британский режиссер, и так далее. То есть, действительно, предположить что-то крайне сложно, не видя этих новых картин. Но, тем не менее, есть какие-то предположения. Например, американец Томас Андерсон, который поставил фильм "Магнолия", в свое время получивший главный приз в Берлине, покажет картину "Вдрызг пьяная любовь". Эта картина вызывает очень большой интерес, очень перспективный и модный режиссер. Есть несколько французских картин, которых еще никто не видел, но высказываются предположения, что среди них есть достаточно сильные претенденты, даже способные вызвать скандал в Канне какими-то своими необычными решениями, поэтому, я думаю, что конкуренция будет высокой, и интрига - интересной.
Петр Вайль: Андрей, а Россия представлена, как вы сказали, в программе "Русским ковчегом" Александра Сокурова. Но ведь всегда конкурсную программу сопровождают и внеконкурсные показы, разбитые на различные тематические программы. Часто они бывают не менее интересны, чем основная. Россия где-нибудь там имеет место?
Андрей Плахов: Насколько мне известно, ни в одной из официальных каннских программ, и даже неофициальных, русских фильмов нет, кроме, возможно, программы "Cinefondation". Это новая программа, где показываются обычно короткометражные студенческие работы. Но это надо еще мне проверить, у меня нет пока информации, кажется, там есть какая-то короткометражная лента из России, но ни в официальных каннских программах, ни в конкурсе, ни в "Особом взгляде", ни в "Двухнедельнике режиссеров", ни в "Неделе критики", к сожалению, нет ни одной российской картины. Несмотря на то, что в этом году нам было что предложить, и каннская комиссия получила огромное количество заявок и рассматривала много фильмов, в том числе очень неплохих. Это я могу свидетельствовать. Не хочу называть, чтобы не расстраивать их создателей. Кроме того, это тайна отборочной комиссии, но факт остается фактом - ни один их этих фильмов принят не был.
Петр Вайль: В среду в Канне, на французском Лазурном Берегу, в очередной раз открывается самый престижный в мире кинофестиваль. Там работает критик Андрей Плахов, с которым я побеседовал перед открытием. Андрей, нынешний Каннский фестиваль чем-нибудь отличается от предыдущих - обычно устроители этого праздника что-нибудь придумывают особенное?
Андрей Плахов: Да, нынешний фестиваль, можно сказать, полуюбилейный, 55-й по номеру, и организаторы решили отметить эту дату тем, что собрали фильмы, которые должны были быть показаны в сентябре 1939 года на первом Каннском кинофестивале, который, естественно, не состоялся ввиду начала Второй мировой войны. И вот теперь эти картины собраны заново, собрано специальное жюри из профессионалов, и это жюри должно будет присудить запоздалый приз лучшей картине из этой коллекции. Интересно, что в числе претендентов - картина "Ленин в 1918-м году" режиссера Михаила Ромма. Надо сказать, что Владимир Ильич - довольно частый гость Каннского фестиваля. В свое время здесь показывался фильм "Ленин в Польше", а в прошлом году показывалась картина "Телец" Александра Сокурова.
Петр Вайль: Сокуров, как известно, и в этом году будет показан на Каннском фестивале, это будет его фильм "Русский ковчег".
Андрей Плахов: Совершенно верно, это единственная российская картина, которая будет участвовать в каннских программах, и именно в конкурсной программе. Интересно, что этот фильм снят с помощью современной новейшей дигитальной техники специальной камерой в Эрмитаже одним полуторачасовым непрерывным кадром. И показана она будет тоже в видео-проекции в большом зале Каннского дворца, для чего специально будет установлен видео-проектор. Это довольно уникальный случай в истории Каннского фестиваля, когда для показа такой специфической экспериментальной картины будет поставлена специальная аппаратура, потому что обычно такие фильмы в большом конкурсе не показываются - это первый на моей памяти случай.
Петр Вайль: Андрей, а как вы думаете, здесь внимание к такому техническому эксперименту, такому кинофокусу, или это особое внимание к Александру Сокурову?
Андрей Плахов: Я думаю, что это внимание персонально к Александру Сокурову. Ведь уже третья его картина подряд попадает в конкурс Каннского фестиваля. Это рекорд, и не только для российских режиссеров. Но, кроме того, вызвал большой интерес и сам фильм, поскольку никто его не видел, кроме Каннской комиссии и самого Сокурова. Сказать сейчас что-либо достаточно сложно, тем не менее, по просочившимся сведениям, этот фильм получил очень высокую оценку отборочной комиссии и, в силу этого, был включен в конкурс. Так что, будем ждать этой премьеры.
Петр Вайль: А что говорят о фаворитах - в этом году каннская программа изобилует знаменитыми именами?
Андрей Плахов: Да, знаменитых имен очень много, поэтому говорить о фаворитах крайне сложно. Среди этих людей есть и такие знаменитости, как Роман Полянский или Дэвид Кроненберг, которые уже, оба они, возглавляли каннские жюри, а теперь участвуют сами как конкурсанты. Есть Мануэль де Оливейра, классик португальского и европейского кино. Есть итальянец Марко Беллоккьо, есть англичанин Майк Ли, который уже получал в Канне золотую пальмовую ветвь за фильм "Секреты и обманы"; Кен Лоуч, другой знаменитый британский режиссер, и так далее. То есть, действительно, предположить что-то крайне сложно, не видя этих новых картин. Но, тем не менее, есть какие-то предположения. Например, американец Томас Андерсон, который поставил фильм "Магнолия", в свое время получивший главный приз в Берлине, покажет картину "Вдрызг пьяная любовь". Эта картина вызывает очень большой интерес, очень перспективный и модный режиссер. Есть несколько французских картин, которых еще никто не видел, но высказываются предположения, что среди них есть достаточно сильные претенденты, даже способные вызвать скандал в Канне какими-то своими необычными решениями, поэтому, я думаю, что конкуренция будет высокой, и интрига - интересной.
Петр Вайль: Андрей, а Россия представлена, как вы сказали, в программе "Русским ковчегом" Александра Сокурова. Но ведь всегда конкурсную программу сопровождают и внеконкурсные показы, разбитые на различные тематические программы. Часто они бывают не менее интересны, чем основная. Россия где-нибудь там имеет место?
Андрей Плахов: Насколько мне известно, ни в одной из официальных каннских программ, и даже неофициальных, русских фильмов нет, кроме, возможно, программы "Cinefondation". Это новая программа, где показываются обычно короткометражные студенческие работы. Но это надо еще мне проверить, у меня нет пока информации, кажется, там есть какая-то короткометражная лента из России, но ни в официальных каннских программах, ни в конкурсе, ни в "Особом взгляде", ни в "Двухнедельнике режиссеров", ни в "Неделе критики", к сожалению, нет ни одной российской картины. Несмотря на то, что в этом году нам было что предложить, и каннская комиссия получила огромное количество заявок и рассматривала много фильмов, в том числе очень неплохих. Это я могу свидетельствовать. Не хочу называть, чтобы не расстраивать их создателей. Кроме того, это тайна отборочной комиссии, но факт остается фактом - ни один их этих фильмов принят не был.