Шансы на успех участников Каннского кинофестиваля

Андрей Плахов, Канн: Последние дни внесли существенные коррективы в общую картину и приоритеты фестиваля. По рейтингам французской и международной прессы в безусловные лидеры вышел фильм "Человек без прошлого" Аки Коурисмяки. Его герой, став жертвой бандитов, теряет память и пытается начать новую жизнь с нуля. Как и некоторые другие фильмы фестиваля, это гимн маргиналам всего мира. Причем именно финский гимн оказался самым изящным и благородным. Коурисмяки - один из самых молодых классиков мирового кино - всегда держался немного в стороне от фестивального мэнстрима. На сей раз у него есть реальный шанс оказаться в центре и завоевать Золотую пальмовую ветвь. Впрочем, это зависит от жюри, которое, не забудем, возглавляет Дэвид Линч. Вполне возможно, что ему окажется ближе какая-нибудь из картин его соотечественников, включая документальный "Боулинг про Колумбайну" или "Пианист" Романа Полянского - достойная, но чересчур академичная работа о музыканте из Варшавского гетто, чудом спасшегося от нацистского террора. Или - "Сын" бельгийцев братьев Дарденов - почти библейская притча, снятая в традиции Догмы. Фильм имел бы больше шансов на приз, если бы Дардены не победили в Канне со своей "Розеттой" три года назад. Кандидатами номер два и три на главную каннскую награду, согласно рейтингам той же прессы, можно считать палестинскую комедию абсурда "Божественное вторжение" режиссера Элия Сулеймана и пролетарскую мелодраму британца Майкла Ли "Все или ничего". А, в общем-то, от экстравагантного консерватора Линча можно ожидать всего чего угодно. И если наградить фильм Коурисмяки означало бы пойти на поводу у общественного мнения, у председателя жюри могут быть внутренние основания принять более радикальное решение.

В этой ситуации есть шанс получить один из призов и у Александра Сокурова. Рейтинги "Русского ковчега" существенно разнятся в разных изданиях, но у фильма есть в Канне влиятельная группа фанов, считающих, что это самое значительное событие конкурса.

Что касается мужских актерских призов, то здесь у жюри большой выбор, от Джека Николсона и Ральфа Файнса, до совсем мало известных, но прекрасных финских и бельгийских исполнителей. Хуже с ролями женскими - лучшая из них сыграна француженкой Ариан Аскарид. Моника Белуччи должна была произвести скандал своим появлением в фильме "Необратимость" режиссера Гаспара Ноэ, но скандал обернулся против нее. Ее героиню насилуют самым зверским способом в течение 15 минут, и играет она весьма убедительно, но назвать эту роль творческим достижением трудно. Впрочем, интересно будет узнать в воскресенье, что думает по этому поводу член жюри Шэрон Стоун.