Итоги Каннского кинофестиваля

Андрей Плахов, Канн: При очевидном фаворите - фильме Аки Каурисмаки "Человек без прошлого" - победил "Пианист" Романа Полански, именно ему жюри присудило Золотую пальмовую ветвь. "Пианист" - киноверсия мемуаров Владислава Шпильмана - музыканта из Варшавского гетто, чудом спасшегося от нацистского террора. Фильм для Полянского чрезвычайно личный, сам режиссер ребенком оказался в гетто, потерял мать в концлагере. Он как никто имел моральное право сделать картину на тему Холокоста. Однако, она получилась слишком академичной, прямолинейной, драматургически вялой. Почти 70-летний Полянский явно не смог конкурировать в разработке темы ни со Стивеном Спилбергом, ни с Роберто Бениньи. "Пианиста" встретили в Канне с уважением, но довольно прохладно, оценки критиков тоже были не самые высокие. На Золотую пальмовую ветвь, очевидно, шел финский фильм Каурисмяки. Но "суд Линча", имеется в виду жюри под председательством Дэвида Линча, решил иначе. Каурисмяки присудили специальный большой приз, второй по значению, и, чтобы подсластить пилюлю, наградили также актрису из его фильма Кати Оутинен. Полански же оказался победителем.

Увы, есть основания предполагать, что за этим решением стоят мотивы, далекие от художественных. У Линча и Полански один продюсер - Ален Сарт, и мало кто на этот факт не обратил внимание. Он не играл бы роли, если бы "Пианист" был фильмом-лидером, но с этим трудно согласиться. Вообще, от Линча можно было ожидать более оригинальных решений, в духе тех, которые принял три года назад возглавлявший каннское жюри Дэвид Кроненберг. На сей раз не получилось ни концепции, ни просто скандала, а призовая интрига оказалась слишком банальной, чтобы счесть ее украшающей фестиваль.

Остальные решения тоже половинчаты и предсказуемы. Жюри Линча наградило за режиссуру сразу двоих: корейца Им Квон Таека за фильм "Пьян от женщин и живописи" и американца Пола Томаса Андерсона, картина "Вдрызг пьяная любовь". Документальной ленте "Боулинг по Колумбайну" Майкла Мура вручен юбилейный приз 55-го фестиваля. Лучшим актером признан Оливье Гурме из бельгийского фильма "Сын" братьев Дарденов и, разумеется, не обошлась без приза нашумевшая в Канне "Божественная интервенция" палестинца Элия Сулеймана. Эта картина награждена призом жюри и вдобавок призом международной критики ФИПРЕССИ. Еще несколько призов поменьше отошло фильмам из Бангладеш, Мавритании и другим странам Юга и Востока. Канн, как и весь мир, озабочен этническими и религиозными проблемами и тем, как их сбалансировать. Поэтому, наградив фильм об уничтожении евреев нацистами, здесь поддерживают палестинскую ленту, критичную по отношению к Израилю. В этом политически корректном раскладе по-прежнему нет места России. Отчасти это объясняет тот факт, что "Русский ковчег" Александра Сокурова остался без призов, впрочем, как и Майкл Ли, Мануэль ди Оливейра, Марко Беллоккьо, и многие другие знаменитые режиссеры. Наград на всех, даже на лучших, как всегда не хватило, но и те, что розданы, не утвердили веру в высшую справедливость.