Владимир Морозов, Нью-Йорк:
Исполняется 100 лет со дня рождения американского писателя Джона Стейнбека, лауреата Нобелевской премии 1962-го года. Начало писательской карьеры Стейнбека напоминает роман другого великого калифорнийца, Джека Лондона - "Мартин Иден". В молодости Стейнбек, Иден, Лондон были матросами, грузчиками, выпивохами, голодали, на последние центы рассылали свои опусы в журналы... И еще Стейнбек был репортером в нью-йоркской газете, откуда его выгнали за плохую работу. Второй раз он попытал счастья в качестве внештатника. Уже имея за плечами несколько книг, Стейнбек приехал в Северную Калифорнию, чтобы написать серию газетных репортажей о жизни сезонных рабочих. Рассказывает Сюзен Шиллингло, профессор университета города Сан-Хосе:
Сюзен Шиллингло:
То, что он увидел, его ужаснуло: в лагерях сезонников - нищета, болезни, полный произвол местных властей и фермеров. До этого Стейнбек был полностью аполитичным писателем. Тут он пришел в ярость. Он понял, что должен что-то сделать.
Владимир Морозов:
Его самая знаменитая книга "Гроздья гнева" вышла в 1939-м году и в первый же год разошлась тиражом в полмиллиона экземпляров. Роман принес Стейнбеку большие деньги, Пулитцеровскую премию и яростные обвинения в сочувствии коммунистам. Это было время, когда писатели еще не считали, что их дело только развлекать публику, и не стеснялись активно вмешиваться в жизнь. "Гроздья гнева", в конце концов, привели к слушаниям в Конгрессе США об условиях жизни сезонных рабочих. Для ее улучшения были внесены изменения в законы страны. "Гроздья гнева" оказали такое влияние, потому что это был не только обличительный документ, но и, прежде всего, блестящая литература. "Русский дневник", написанный в 1948-м году после поездки в СССР, показал, что Стейнбека напрасно называли коммунистом. Советские потемкинские деревни не смогли его обмануть. Он успел и еще раз разочаровать своих советских издателей и американских леворадикальных друзей, напечатав в газете "Ньюсдей" серию репортажей о войне во Вьетнаме. Стейнбек был за войну, за то, чтобы защищать Южный Вьетнам от коммунистов...
Споры о том, что важнее, так называемое идейное содержание или художественные особенности, можно продолжать. Да, Джон Стейнбек отдал дань социальным темам, но он уплатил ее чистым золотом. Многие его книги до сих пор остаются не только в американской школьной программе, но и в списке бесспорных шедевров.
Исполняется 100 лет со дня рождения американского писателя Джона Стейнбека, лауреата Нобелевской премии 1962-го года. Начало писательской карьеры Стейнбека напоминает роман другого великого калифорнийца, Джека Лондона - "Мартин Иден". В молодости Стейнбек, Иден, Лондон были матросами, грузчиками, выпивохами, голодали, на последние центы рассылали свои опусы в журналы... И еще Стейнбек был репортером в нью-йоркской газете, откуда его выгнали за плохую работу. Второй раз он попытал счастья в качестве внештатника. Уже имея за плечами несколько книг, Стейнбек приехал в Северную Калифорнию, чтобы написать серию газетных репортажей о жизни сезонных рабочих. Рассказывает Сюзен Шиллингло, профессор университета города Сан-Хосе:
Сюзен Шиллингло:
То, что он увидел, его ужаснуло: в лагерях сезонников - нищета, болезни, полный произвол местных властей и фермеров. До этого Стейнбек был полностью аполитичным писателем. Тут он пришел в ярость. Он понял, что должен что-то сделать.
Владимир Морозов:
Его самая знаменитая книга "Гроздья гнева" вышла в 1939-м году и в первый же год разошлась тиражом в полмиллиона экземпляров. Роман принес Стейнбеку большие деньги, Пулитцеровскую премию и яростные обвинения в сочувствии коммунистам. Это было время, когда писатели еще не считали, что их дело только развлекать публику, и не стеснялись активно вмешиваться в жизнь. "Гроздья гнева", в конце концов, привели к слушаниям в Конгрессе США об условиях жизни сезонных рабочих. Для ее улучшения были внесены изменения в законы страны. "Гроздья гнева" оказали такое влияние, потому что это был не только обличительный документ, но и, прежде всего, блестящая литература. "Русский дневник", написанный в 1948-м году после поездки в СССР, показал, что Стейнбека напрасно называли коммунистом. Советские потемкинские деревни не смогли его обмануть. Он успел и еще раз разочаровать своих советских издателей и американских леворадикальных друзей, напечатав в газете "Ньюсдей" серию репортажей о войне во Вьетнаме. Стейнбек был за войну, за то, чтобы защищать Южный Вьетнам от коммунистов...
Споры о том, что важнее, так называемое идейное содержание или художественные особенности, можно продолжать. Да, Джон Стейнбек отдал дань социальным темам, но он уплатил ее чистым золотом. Многие его книги до сих пор остаются не только в американской школьной программе, но и в списке бесспорных шедевров.