Итоги Берлинского кинофестиваля

Андрей Плахов, Берлин:

Такого решения никто не ожидал от жюри под председательством голливудского босса Билла Механика. Но он оправдал свою вторую профессию специалиста-киноведа, неравнодушного к тонким художественным эффектам и экспериментам. Вполне возможно, что изнутри жюри Билла Механика поддержали две французские актрисы - Жаклин Биссе и Доминик Блан. Однако тех, кто был снаружи, объявленные результаты фестиваля почти шокировали. Ни одна из больших голливудских звезд, как режиссерских, так и актерских, не была отмечена наградой. Ни Шон Коннери, сыгравший в фильме "Обретенный Фористер", ни Эмма Томсон в "Разуме", ни Жульет Бинош в "Шоколаде", ни Моника Белучи в фильме "Малена", ни Майкл Дуглас в "Треффике". По сути, проигнорированы и сами эти разрекламированные сверх всякой меры и довольно посредственные фильмы. Актерской наградой отмечен только исполнитель в сущности роли второго плана из того же "Треффика" Бенисио Дель Торо. И это все, что досталось Голливуду. Успех сопутствовал обоим китайским конкурсным фильмам. "Пекинский велосипед" Вана Сяошуая награжден вторым в призовой иерархии спецпризом жюри. Награду за режиссуру получил Ри Чен Шен за другую китайскую картину "Ореховая красотка". Столь же очевиден успех нового фильма датской "Догмы" под названием "Итальянский для начинающих", режиссер Луне Шерфиг. Ему присужден приз жюри "Серебряный медведь" и приз критики "Фипреси". Но главным фаворитом большого жюри стал фильм "Интим" Патриса Шеро. Этот известный театральный кинорежиссер снял фильм в Англии, но явно продолжил линию французского феминистского кино на преодоление последних барьеров в показе сексуальных отношений. Керри Фокс признана лучшей актрисой за чрезвычайную органичность, с которой она придается любовным утехам с практически незнакомым мужчиной. Но этим жюри не ограничилось, подняв картину на пьедестал и наградив еще двумя почетнейшими призами, включая самого "Золотого медведя". По своей радикальности это решение можно сравнить с каннским скандалом двухлетней давности, когда Девид Кроненберг отдал основные призы фильмам "Розетта" и "Человечность". Это было начало торжества интимного реализма. В Берлине последовало продолжение и весьма убедительное. Интим может нравиться или не нравиться, но пронзительностью своей камерной и при этом универсальной проблематики он побеждает шоколадную слащавость и соцреализм голливудского кино.