Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:
Знаменитому хореографу, создателю и руководителю ансамбля народного танца Игорю Моисееву исполнилось 95 лет. Слово Марине Тимашевой:
Марина Тимашева:
На юбилее ансамбля, пару лет тому назад, Игорь Моисеев был удостоен Ордена Командора от имени короля Испании Хуана Карлоса. В свой 95-летний юбилей Игорь Моисеев награжден медалью Моцарта, учрежденной ЮНЕСКО за мировой вклад в развитие хореографии. Игорь Моисеев должен был получить ее 24-го января на юбилейном вечере в Большом театре, но вечер отменили, поскольку Мастер заболел. До этой болезни и, надо полагать, как только поправится, Игорь Моисеев каждый день находился на работе с часа дня. Он сам по сей день ведает набором детей в школу ансамбля, сам проводит репетиции, сам следит за выступлениями коллектива и выносит на обсуждение свои замечания, сам ездит с коллективом на все гастроли вне зависимости от дальности маршрута. Игорь Моисеев - не свадебный генерал, и когда министр культуры говорит о том, что надо менять стареющее руководство театров, он не имеет ввиду Игоря Моисеева. Игорь Моисеев создал сценический жанр народного танца, по всему миру вослед ему стали создавать ансамбли народного танца, Игорь Моисеев превратил характерный танец из вставного номера в самостоятельный вид искусства, и тем спас его от нелюбви балетмейстеров. Народный танец, в свою очередь, Игорь Моисеев возвел в ранг спектакля, и именно он принес в балетный театр понятия системы Станиславского и представление об актерском ансамбле. В 1962-м году он поставил рок-н-ролл, когда ему исполнилось 70 лет, сделал едва ли не самое эротичное танцевальное шоу "Ночь на Лысой горе", он воспитал несколько поколений артистов, он заложил основы хореографии современного фигурного катания. Игорь Моисеев расколдовал дремавший фольклор и сделал общим достоянием образность танцев всех времен и народов. Моисеевский ансамбль - последнее, что осталось от силы и мощи советского государства. Последний бастион большого стиля в самом праздничном, торжественном и счастливом значении слова. Об Игоре Моисееве можно было бы сказать " Последний из Могикан". Судите по тому разговору, который у нас с Игорем Александровичем состоялся незадолго до юбилея. Игорь Александрович, каково Ваше отношение к ХХ веку?
Игорь Моисеев:
Я очень благодарю ХХ век, несмотря на все те трудности, те нелепости, те страхи, те ужасы, которые он принес, я являюсь и свидетелем века, и прожил этот век для себя благополучно, а самое главное - благополучно для того, что я совершал - я глубоко надеюсь на то, что все что я сделал, должно меня пережить.
Марина Тимашева:
Чувствуете ли Вы себя человеком определенного времени?
Игорь Моисеев:
Нет, потому что я с очень многим не согласен, что я в том веке совершал. Да, потому что этот век оказался на редкость подходящим для проявления жизнеспособности того ансамбля, который я создал, который сделал очень много хорошего, который принес очень большую пользу престижу и культуре нашей страны, и который, я опять-таки надеюсь, переживет и меня, и век, в который я его создал, и чем дольше он будет жить, тем для меня будет приятнее.
Марина Тимашева:
Если бы можно было выбирать другое время для жизни, когда бы Вы предпочли родиться?
Игорь Моисеев:
Я бы выбрал время Пушкина, потому что это был самый высокий взлет нашей культуры русской, подлинно гуманной и подлинно нравственной, подлинно творческой и подлинно великой.
Марина Тимашева:
Какую часть своей жизни Вы вспоминаете чаще других?
Игорь Моисеев:
Вся моя работа в Большом театре принесла мне очень много, правда, и горестей, и радостей, но все эти испытания были для меня полезны, и воспитывали меня, помогли мне встать на ноги и отстаивать свои взгляды, и в дальнейшем вооружили меня возможностями делать то,что я делал. А делал я очень трудные вещи, мне весь свой век приходилось плыть против течения. Сейчас, конечно, не только продолжать, но трудно даже сохранить все, что делалось раньше. Сейчас время такое - полный развал во всем. Развал нравственности, развал экономики, развал воспитанности людей.
Марина Тимашева:
Какое историческое событие Вы бы оценили как главное?
Игорь Моисеев:
Ну, прежде всего, война, конечно. Война создала много бед, но и принесла стране много хорошего. То, что мы сумели победить в этой войне и преодолеть фашизм, подняло престиж страны нашей очень высоко, но вместе с тем очень горестно и грустно, что потом начался развал, в силу безграмотности нашей экономики, в силу неумения управлять страной, в силу потери тех духовных качеств, которые абсолютно необходимы каждому государству и каждому человеку в отдельности, для того, чтобы пройти через жизнь. Трагического было много, но я думаю, что трагическое имеет то преимущество, что оно нас воспитывает. Ошибки, прежде всего, нас воспитывают. Лучшие наши учителя - наши ошибки. Страдания - они воспитывают человека нравственно.
Марина Тимашева:
Ошибки, страдания и еще одно качество -красота?
Игорь Моисеев:
Видите, красивое воспитывает, прежде всего, тем, что оно нравится, воспитывает тем, что оно направляет, указывает, в каком направлении развиваться, вызывает желание создавать что-то красивое, а не разрушать, беречь красивое. Не случайно было сказано, что красота спасет мир. Нравственный человек нам кажется красивым, безнравственный - уродливым, даже если он красив, если он смазлив.
Марина Тимашева:
Что определяет лицо эпохи?
Игорь Моисеев:
Лицо столетия определяют люди. А качество людей, к сожалению, намного хуже, чем оно было раньше.
Марина Тимашева:
Я переспросила Игоря Александровича: "Неужели это значит, что его потрясающие молодые танцоры развращены более, чем артисты предыдущих поколений"?
Игорь Моисеев:
Ну, не буду называть "развращены" - они просто разобщены с культурой. С культурой не только учебной, но с культурой духовной. Они даже, может, не виноваты, но их воспитала так эпоха. Ну а почему произошла дедовщина, почему произошел нравственный распад во всем, почему убивают людей, как на охоте? Почему страну разворовали настолько, что она уже стоять на ногах не может?
Марина Тимашева:
Кого Вы считали и считаете своими самыми близкими друзьями?
Игорь Моисеев:
Ираклий Андроников, Смирнов Сергей Сергеевич - автор "Брестской крепости" - вот это были мои ближайшие друзья, а сейчас я в таком возрасте, что мне трудно иметь друзей, потому что настоящих друзей я потерял, - а искать с молодежью каких-то - как правило, люди дружат на равных началах - равного возраста, равного круга интересов и так далее. А когда человеку 94 года, найти друга... Задача только одна - выжить и все. Я кусочек, который будет подкреплением возьму - из Пушкина, из "Полтавы": Мгновенно сердце молодое Горит и гаснет. В нем любовь Проходит и приходит вновь, В нем чувство каждый день иное: Не столь послушно, не слегка, Не столь мгновенными страстями Пылает сердце старика, Окаменелое годами. Упорно, медленно оно В огне страстей раскалено; Но поздний жар уж не остынет И с жизнью лишь его покинет.
Знаменитому хореографу, создателю и руководителю ансамбля народного танца Игорю Моисееву исполнилось 95 лет. Слово Марине Тимашевой:
Марина Тимашева:
На юбилее ансамбля, пару лет тому назад, Игорь Моисеев был удостоен Ордена Командора от имени короля Испании Хуана Карлоса. В свой 95-летний юбилей Игорь Моисеев награжден медалью Моцарта, учрежденной ЮНЕСКО за мировой вклад в развитие хореографии. Игорь Моисеев должен был получить ее 24-го января на юбилейном вечере в Большом театре, но вечер отменили, поскольку Мастер заболел. До этой болезни и, надо полагать, как только поправится, Игорь Моисеев каждый день находился на работе с часа дня. Он сам по сей день ведает набором детей в школу ансамбля, сам проводит репетиции, сам следит за выступлениями коллектива и выносит на обсуждение свои замечания, сам ездит с коллективом на все гастроли вне зависимости от дальности маршрута. Игорь Моисеев - не свадебный генерал, и когда министр культуры говорит о том, что надо менять стареющее руководство театров, он не имеет ввиду Игоря Моисеева. Игорь Моисеев создал сценический жанр народного танца, по всему миру вослед ему стали создавать ансамбли народного танца, Игорь Моисеев превратил характерный танец из вставного номера в самостоятельный вид искусства, и тем спас его от нелюбви балетмейстеров. Народный танец, в свою очередь, Игорь Моисеев возвел в ранг спектакля, и именно он принес в балетный театр понятия системы Станиславского и представление об актерском ансамбле. В 1962-м году он поставил рок-н-ролл, когда ему исполнилось 70 лет, сделал едва ли не самое эротичное танцевальное шоу "Ночь на Лысой горе", он воспитал несколько поколений артистов, он заложил основы хореографии современного фигурного катания. Игорь Моисеев расколдовал дремавший фольклор и сделал общим достоянием образность танцев всех времен и народов. Моисеевский ансамбль - последнее, что осталось от силы и мощи советского государства. Последний бастион большого стиля в самом праздничном, торжественном и счастливом значении слова. Об Игоре Моисееве можно было бы сказать " Последний из Могикан". Судите по тому разговору, который у нас с Игорем Александровичем состоялся незадолго до юбилея. Игорь Александрович, каково Ваше отношение к ХХ веку?
Игорь Моисеев:
Я очень благодарю ХХ век, несмотря на все те трудности, те нелепости, те страхи, те ужасы, которые он принес, я являюсь и свидетелем века, и прожил этот век для себя благополучно, а самое главное - благополучно для того, что я совершал - я глубоко надеюсь на то, что все что я сделал, должно меня пережить.
Марина Тимашева:
Чувствуете ли Вы себя человеком определенного времени?
Игорь Моисеев:
Нет, потому что я с очень многим не согласен, что я в том веке совершал. Да, потому что этот век оказался на редкость подходящим для проявления жизнеспособности того ансамбля, который я создал, который сделал очень много хорошего, который принес очень большую пользу престижу и культуре нашей страны, и который, я опять-таки надеюсь, переживет и меня, и век, в который я его создал, и чем дольше он будет жить, тем для меня будет приятнее.
Марина Тимашева:
Если бы можно было выбирать другое время для жизни, когда бы Вы предпочли родиться?
Игорь Моисеев:
Я бы выбрал время Пушкина, потому что это был самый высокий взлет нашей культуры русской, подлинно гуманной и подлинно нравственной, подлинно творческой и подлинно великой.
Марина Тимашева:
Какую часть своей жизни Вы вспоминаете чаще других?
Игорь Моисеев:
Вся моя работа в Большом театре принесла мне очень много, правда, и горестей, и радостей, но все эти испытания были для меня полезны, и воспитывали меня, помогли мне встать на ноги и отстаивать свои взгляды, и в дальнейшем вооружили меня возможностями делать то,что я делал. А делал я очень трудные вещи, мне весь свой век приходилось плыть против течения. Сейчас, конечно, не только продолжать, но трудно даже сохранить все, что делалось раньше. Сейчас время такое - полный развал во всем. Развал нравственности, развал экономики, развал воспитанности людей.
Марина Тимашева:
Какое историческое событие Вы бы оценили как главное?
Игорь Моисеев:
Ну, прежде всего, война, конечно. Война создала много бед, но и принесла стране много хорошего. То, что мы сумели победить в этой войне и преодолеть фашизм, подняло престиж страны нашей очень высоко, но вместе с тем очень горестно и грустно, что потом начался развал, в силу безграмотности нашей экономики, в силу неумения управлять страной, в силу потери тех духовных качеств, которые абсолютно необходимы каждому государству и каждому человеку в отдельности, для того, чтобы пройти через жизнь. Трагического было много, но я думаю, что трагическое имеет то преимущество, что оно нас воспитывает. Ошибки, прежде всего, нас воспитывают. Лучшие наши учителя - наши ошибки. Страдания - они воспитывают человека нравственно.
Марина Тимашева:
Ошибки, страдания и еще одно качество -красота?
Игорь Моисеев:
Видите, красивое воспитывает, прежде всего, тем, что оно нравится, воспитывает тем, что оно направляет, указывает, в каком направлении развиваться, вызывает желание создавать что-то красивое, а не разрушать, беречь красивое. Не случайно было сказано, что красота спасет мир. Нравственный человек нам кажется красивым, безнравственный - уродливым, даже если он красив, если он смазлив.
Марина Тимашева:
Что определяет лицо эпохи?
Игорь Моисеев:
Лицо столетия определяют люди. А качество людей, к сожалению, намного хуже, чем оно было раньше.
Марина Тимашева:
Я переспросила Игоря Александровича: "Неужели это значит, что его потрясающие молодые танцоры развращены более, чем артисты предыдущих поколений"?
Игорь Моисеев:
Ну, не буду называть "развращены" - они просто разобщены с культурой. С культурой не только учебной, но с культурой духовной. Они даже, может, не виноваты, но их воспитала так эпоха. Ну а почему произошла дедовщина, почему произошел нравственный распад во всем, почему убивают людей, как на охоте? Почему страну разворовали настолько, что она уже стоять на ногах не может?
Марина Тимашева:
Кого Вы считали и считаете своими самыми близкими друзьями?
Игорь Моисеев:
Ираклий Андроников, Смирнов Сергей Сергеевич - автор "Брестской крепости" - вот это были мои ближайшие друзья, а сейчас я в таком возрасте, что мне трудно иметь друзей, потому что настоящих друзей я потерял, - а искать с молодежью каких-то - как правило, люди дружат на равных началах - равного возраста, равного круга интересов и так далее. А когда человеку 94 года, найти друга... Задача только одна - выжить и все. Я кусочек, который будет подкреплением возьму - из Пушкина, из "Полтавы": Мгновенно сердце молодое Горит и гаснет. В нем любовь Проходит и приходит вновь, В нем чувство каждый день иное: Не столь послушно, не слегка, Не столь мгновенными страстями Пылает сердце старика, Окаменелое годами. Упорно, медленно оно В огне страстей раскалено; Но поздний жар уж не остынет И с жизнью лишь его покинет.