Ситуацию вокруг "ТВ-6" комментируют Борис Березовский и Евгений Киселев

С предпринимателем Борисом Березовским и генеральным директором телекомпании "ТВ-6" Евгением Киселевым беседовала телевизионный обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева.

Ведущий программы "Темы дня" Дмитрий Волчек:

В четверг представители пенсионного фонда "Лукойл-Гарант" провели пресс-конференцию, посвященную ситуации вокруг ликвидации компании "ТВ-6". Было сделано несколько заявлений, которые телевизионный обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева попросила прокомментировать генерального директора телекомпании "ТВ-6" Евгения Киселева и предпринимателя Бориса Березовского.

Анна Качкаева:

Леонид Федун назвал свое выступление перед журналистами "эпической поэмой или сказом о том, как Березовский три раза "Лукойл" кинул". Леонид Федун явно готовился к встрече с журналистами, поэтому этапы непростых взаимоотношений между акционерами излагал по бумаге, так же, как и три основных претензии младшего акционера к владельцу контрольного пакета акций ТВ-6. Леонид Федун сформулировал три риторических вопроса в адрес отсутствующего Березовского. Первый: " Зачем стравливать "Лукойл-Гарант" и команду Киселева?" Второй: "Почему не вкладывать реальных денег в развитие телекомпании, чтобы ее активы увеличились?". Наконец, третий: "Зачем публиковать хамское письмо в газете "Коммерсантъ", когда есть телефоны и возможность личных контактов?"

Леонид Федун сам же ответил на свои риторические вопросы. По его мнению, Березовский как гений политической тактики стремится стать жертвой свободы слова - все рыдают, вытирают слезы, восхищаются, за него ходатайствуют - подчеркнул глава фонда "Лукойл-Гарант".

Три вопроса Леонида Федуна я задала Борису Березовскому.

Борис Березовский:

Глубокие умозаключения господина Федуна мне действительно малоинтересны, ровно так же, как и другие философские заключения господина Федуна. Ну, я не буду говорить, что на протяжении двух месяцев последних каждое следующее заявление "Лукойла" или его дочерней компании противоречит предыдущему. Именно "Лукойл" сделал все возможное, чтобы мешать команде, пришедшей с "НТВ", работать на "ТВ-6". Не удалось. Почему не вкладываю деньги? С больной головы на здоровую, в прямом смысле. За все время существования компании "ТВ-6" "Лукойл" вложил туда 10 тысяч долларов, вложил в уставной капитал. Я предложил "Лукойлу" 100 тысяч процентов на вложенный капитал, я предложил "Лукойлу" 10 миллионов долларов, что составляет ровно 100 тысяч процентов на вложенные "Лукойлом" деньги. То есть, прибыль, которую ни компания "Лукойл", ни ее дочерние компании никогда не получают. Так эффективно не работает ни одна структура "Лукойла", как эффективно работает "ТВ-6". И вы знаете, я, в общем, получил отказ на это предложение, хотя предложение было сделано в письменном виде генеральному директору "Лукойл-Гаранта". И на третий вопрос я отвечу - эпитеты, которые господин Федун употребляет в отношении того письма, которое я открыто написал господину Аликперову, я просто оставляю на совести господина Федуна. Сегодняшнее заявление Федуна - оно выходит все-таки за рамки предыдущих заявлений. Выходит именно по той причине, что сегодня "Лукойл" в лице господина Федуна просто предстает как бандит с большой дороги. По-другому я это назвать просто не могу, то, что я сегодня услышал. При этом вы знаете, вот в свете этого понимания, вот так я понимаю сегодня действия "Лукойла", для меня как бы открываются и другие события, которые происходили вокруг компании "ТВ-6" и с компанией "ТВ-6". Я действительно сегодня не могу исключать, что за запугиванием журналистов "ТВ-6", за провокациями против журналистов "ТВ-6" , за избиениями журналистов "ТВ-6" стоит руководство "Лукойла".

Анна Качкаева:

Насколько я знаю избиение вот господина Жандарева, а еще кого избивали?

Борис Березовский:

Журналисты "ТВ-6" - был же направлен запрос, то ли в МВД, то ли в прокуратуру с перечислением подробным всех тех актов насилия, которые в отношении журналистов "ТВ-6" произошли в последнее время. И вот то, что вы сказали - далеко не единственный случай.

Анна Качкаева:

Господин Федун слагает "эпический сказ о том, как Березовский три раза "кинул" "Лукойл". Он как раз по всем этим пунктам возражал, он настаивает, что вы в течение почти 6 лет всячески обманывали младшего акционера и нарушали все свои договоренности - это касается и "ТСН", это касается и дополнительной эмиссии акций в 1998-м и 1999-м годах.

Борис Березовский:

Та терминология, которую использует господин Федун, как бы, ну, просто подтверждает, то ли его так учили, когда он в ГРУ работал, я не знаю, "кинул", там... Еще раз хочу подчеркнуть, что все то время, когда "Логоваз" или я лично были акционерами "ТВ-6", все финансовые ресурсы, необходимые для работы компании, осуществлялись именно мной или другими акционерами со стороны "Логоваза" и никем другим. Никогда ни в одном действии за все время, в течение которого "Лукойл" являлся акционером компании, он не вложил в компанию ни одной копейки. Что касается ТСН, то это типичный пример, когда "Лукойл" хотел в абсолютно личных целях использовать ресурс компании "ТВ-6".

Анна Качкаева:

Борис, если все-таки сценарий будет развиваться по самому печальному пути и компания будет ликвидирована - что вы предполагаете предположить коллективу, что вы будете предпринимать?

Борис Березовский:

Предложения коллективу - все они касаются главного, возможности продолжать работать, заниматься своим профессиональным делом.

Анна Качкаева:

Леонид Федун подтвердил Радио Свобода, что фонд "Лукойл-Гарант" намерен ходатайствовать о приостановлении вещания "ТВ-6" в рамках вступившего в силу решения суда о ликвидации телекомпании. Прокомментировать заявление "Лукойл-Гаранта" я попросила генерального директора "ТВ-6" Евгения Киселева.

Господин Киселев, Леонид Федун лестно отозвался о вас и о вашей команде, предложил участвовать в новом проекте после того, как будет ликвидировано нынешнее "ТВ-6", как вы к этому относитесь?

Евгений Киселев:

Крайне скептически, если не сказать брезгливо. Потому что господин Федун, по-моему, просто говорит неправду. Ведь "Лукойл", насколько мне известно, с самого начала категорически возражал против того, чтобы я со своей командой пришел на "ТВ-6". Когда вообще впервые встал вопрос о том, что такой вариант возможен, "Лукойл" стоял против этого горой. Это первое. Во-вторых, когда вставал вопрос о моем избрании на должность генерального директора, "Лукойл" возражал против этого категорически, выставлял своего кандидата. Более того, на недавнем судебном заседании представители "Лукойла", можно сказать проговорились, сказав: "Ну, вот мы же хотели своего кандидата, чтобы управлять компанией. Вот если бы наш кандидат прошел - глядишь, и никакой ликвидации бы не было". И, в третьих, насколько мне известно, "Лукойл" сейчас реанимировал еще одно арбитражное дело, которое было приостановлено летом - дело о признании моего избрания недействительным. Так что, концы с концами не сходятся у господина Федуна. Во-вторых, почему, мне кажется, вообще все это дурно пахнет - потому что, несмотря на всякие судебные решения о ликвидации мы подали уже кассационную жалобу. Я абсолютно убежден, что если в этой стране есть хоть какое-то правосудие, хоть чуть-чуть его осталось, то мы должны выиграть эту кассационную жалобу. Должна быть удовлетворена. Иначе - тогда придется констатировать, что в стране окончательно восторжествовал судебный беспредел. Вот пока мы не прошли все инстанции, пока мы не исчерпали возможности для судебной защиты наших прав - я считаю, что рано делить шкуру неубитого медведя. Это что значит, там, "участвовать в конкурсе". Значит, "Лукойл" собирается создать какую-то новую компанию телевизионную, видимо, начнет набирать туда людей, пытаться расколоть ту команду, которая сейчас работает на "ТВ-6". Все это очень напоминает сценарий, по которому власть, руками только "Газпрома", не "Лукойла", а "Газпрома" действовала в отношении "НТВ".

Анна Качкаева:

Сегодня господин Федун подтвердил мне намерение "Лукойл-Гаранта" о приостановлении лицензии на вещание в рамках вступившего в силу судебного решения о ликвидации. Что вы будете желать, если на следующей неделе все-таки приостановится вещание "ТВ-6"?

Евгений Киселев:

Во-первых, я скажу так: мы со своей стороны уже подали ходатайство о том, чтобы приостановить решение суда о ликвидации в связи с тем, что мы подали кассационную жалобу. Вообще, по закону в таких случаях, пока рассматривается кассационная жалоба, предыдущее решение приостанавливается. Посмотрим, на чьей стороне будет закон. Во-вторых, насколько мне известно, я консультировался со многими юристами, вообще закон не предусматривает такой формы приостановки лицензии. Лицензия может быть аннулирована, отозвана, мы все прекрасно знаем, что для этого нужны соответствующие нарушения - все они перечислены в законе. Закон также говорит о том, что лицензия аннулируется в результате ликвидации, но при этом мы прекрасно знаем, что ликвидация - это не одномоментный процесс, она будет занимать определенное время, даже если мы проиграем все возможные суды, и все наши призывы к правосудию останутся неуслышанными. Посмотрим, это любопытный эксперимент. Повторяю, вот эта вот история с приостановкой лицензии - это где-то за гранью закона находится на мой взгляд.

Анна Качкаева:

На самом деле, были прецеденты, когда приостанавливали вещание, но в связи с другими обстоятельствами.

Евгений Киселев:

Ну, были прецеденты. У нас, между прочим, были прецеденты в истории страны, когда по постановлению "троек" без адвоката и без присутствия даже обвиняемого выносились смертные приговоры - ну и что?!

Анна Качкаева:

Если возникнет вопрос - сохранить коллектив или уйти вам - какое вы примете решение?

Евгений Киселев:

О моем уходе пока никто вопрос не ставит. Вы знаете, коллектив сам будет принимать решения, если это коллектив. Каждый будет решать за себя, я думаю, что все, эпоха митинговых страстей миновала. У каждого есть свой выбор - поступить так или иначе. Я здесь никого ни к чему призвать не буду. Весной говорил и сейчас повторю: с мародерами, которые действуют вот такими методами, я работать не намерен. А как остальные журналисты на "ТВ-6" - каждый будет решать за себя.