Кирсан Илюмжинов в интервью Радио Свобода заявил о необходимости признания независимости Тибета

Прозвучавший в итоговом информационном часе 19 июля отрывок из программы "Лицом к лицу", которая выйдет полностью 22 июля - на вопросы журналистов отвечает президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов.

Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

Президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов в интервью Радио Свобода заявил о необходимости признания независимости Тибета. Впервые в новейшей российской истории руководитель такого ранга делает подобное заявление.

Известно, что Далай-Лама - не только духовное лицо, это и лидер тибетанцев, который сейчас в изгнании, Россия выступает против независимости Тибета - как вы относитесь к тому, что подвергаются, так сказать, преследованиям тибетанцы, которые разделяют вашу веру, и они даже не имеют права на культурную автономию, и Далай-Лама ездит по миру и пытается объяснить людям, что там происходит...

Кирсан Илюмжинов:

Не случайно, Далай-Лама - лауреат Нобелевской премии мира, и, конечно, так, как Далай-Лама -наш духовный лидер, наш народ исповедует буддизм, и поэтому мы боремся за то, чтобы, конечно, больше свободы было у тибетцев, чтобы они вернулись на родину. Кстати, каждый год я посещаю Дарамсала - это в Индии, в Гималаях, где сейчас находится Далай-Лама и, конечно, вот моя позиция - что справедливость должна торжествовать. Но есть тоже позиция России - да, у нас из-за отношений с Китаем мы не должны как бы приглашать, хотя несколько раз Далай-Лама был у нас, но вот через месяц Далай-Лама должен приехать в Элисту. Три республики его пригласили - Калмыкия, Бурятия, Тува. Мы пригласили Далай-Ламу как духовного лидера... но две республики отказались - Бурятия и Тува отозвали свои подписи, и тоже хотят, чтобы Калмыкия не приглашала Далай-Ламу. Но я, вот, руководителям России старался объяснить, тоже и справку написал: ну, если недавно Далай-Лама был в Соединенных Штатах Америки, во время Клинтона он останавливался в резиденции Клинтона, сейчас - в резиденции Буша, недавно он был в прибалтийских государствах, то есть, любое государство считает за честь принять лауреата Нобелевской премии, а мы почему-то все время смотрим на Китай - молиться нам, или не молиться. Я считаю, все-таки тут должна быть политика давления и противовеса, может быть, такая дипломатия, что Далай-Лама не должен быть, но сейчас как бы народ в Республике Калмыкии этой ситуацией очень возмущен. Очень возмущен, потому что последний раз Далай-Лама был в 1992-м году и на всех встречах, которые я провожу, все бабушки, особенно пожилые люди, прямо умоляют, просят меня, чтобы Далай-Лама перед их как бы смертью посетил Республику Калмыкию.

Но когда вы говорите, что справедливость должна восторжествовать - что вы имеете в виду? Что Тибет имеет право на свою...

Кирсан Илюмжинов:

Независимость. Потому что Тибет всегда был отдельным государством, суверенным, независимым. Ну, не их, наверное, вина в том, что у них нашли урановые месторождения, и Китай вынужден был в 50-х годах разрабатывать атомное оружие, и выкинули тибетцев за пределы КНР. Ну а сейчас для китайцев это - вопрос престижа.

Вы - буддист, вместе с тем вы, по крайней мере, в прошлом очень крутой бизнесмен. То, что я читал, что вы, так сказать, были посредником, когда были конфликты между группировками организованной преступности и так далее - как все это в вас сочетается, и что для вас значит быть буддистом?

Кирсан Илюмжинов:

Буддистом я, наверное, в детстве был, когда вот в садик не ходил в детский, бабушка меня воспитывала, я все время молился Будде. Но сейчас я больше космополит, то есть, я, наверное, верю в один абсолют, в одного Бога, так сказать, в одного Всевышнего, в Космос, а Будда, Христос, Магомет - это дети одного Бога, которые вот несли его учение на людей - с одной стороны. С другой стороны, как бы верю в многочисленные перерождения, в 108 перерождений; не в этой жизни, так в следующей, и поэтому жизнь воспринимаю такой, как она есть. Да, вот приходилось участвовать и в "разборках", и в драках, и в перестрелках, и в армии служил, там прошел через дедовщину, стариковщину и все, ну, я воспринимал - жизнь есть жизнь. Если мне больно как бы, били - ну, да, сегодня больно, завтра как бы хорошо будет, философски как бы... Ну, кто-то наступает, критикует, ну, сегодня покритикует, завтра, может быть, помолчат... То есть, я как-то свободно отношусь к жизни, поэтому, наверное, занимался и бизнесом, и религией, и политикой, всем, всю жизнь...

Но Далай-Лама - он не бизнесмен?

Кирсан Илюмжинов:

Далай-Лама - не бизнесмен, но и я не лама. Если я был бы ламой, то, наверное, нужно было бы отойти от мирских сует... Хотя, я и собираюсь, и может быть после того, как наскучит заниматься политикой, вот я и собираюсь уйти в монастырь и там, не знаю, может месяц, год, 10 лет - но поработать над собой в монастыре. То есть, у меня есть - или это - в буддистский монастырь я пойду, или в католический костел - вот я несколько лет назад, когда был у Папы Римского, мне вот в Ассизи, в Италии, в горах -предложили, даже и келью показали, где я могу посидеть, помедитировать. Или вот в один из православных монастырей - у нас есть прекрасные монастыри. То есть еще для себя я не решил, ну, посмотрим.

Какие пороки у вас есть, над которыми вы хотели бы поработать?

Кирсан Илюмжинов:

Ну, я как-то не работаю над собой, то есть, я как бы не увеличиваю - что хочется или заработать да, или вот это вот качество свое человеческое ликвидировать, другое как бы наработать - я вот не думаю, не смотрю на себя в зеркало. Какой есть - такой я и есть. Как оно идет сверху - так оно и идет.

Совесть вас не мучает иногда?

Кирсан Илюмжинов:

Ну, я еще для себя как-то думаю, где вот критерии совести. Ну, я знаю, что вот плохо нельзя делать ближнему, потому что если ты сделаешь... Я еще в бизнесе научился этому, через горло переступишь, то потом это вывернется или потерей там денег, а может у тебя все хорошо будет там, и "Мерседес", и деньги, а в личном отношении - там или семью потеряешь или еще что-то, или болезни какие-то получишь. Поэтому для себя стараешься, как бы, ну, никого не обижать - идти по жизни, Земля круглая, места всем хватит, а Всевышний - он смотрит, если карма хорошая, много положительного набираешь - значит и будет тебе воздаваться сверху. А если будешь обманывать - рано или поздно или на тебе, или на детях, или где-то там отразится, на чем-то.

Буддисты, тем более - они отличаются, я так понимаю, особой выдержкой, да?.. Ну, вообще-то я с трудом представляю вас в монастыре - вы же динамит, как вы там будете - уединиться и... Наверное, все-таки не получится...

Кирсан Илюмжинов:

Я могу в большой толпе уединяться, часто на собраниях, где мне часто приходится, там, выступать, быть, проводить - ну вот я, как бы - идет собрание, я медитирую, ухожу в себя, то есть, я как бы и не присутствую. Это помогает мне вот, восстанавливать силы...

Петр Вайль:

Полностью беседа с президентом Калмыкии и Международной шахматной федерации ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым прозвучит в эфире в ближайшее воскресенье, в программе "Лицом к лицу - лидер отвечает журналистам". Первый выход в эфир - 22 июля в 14 часов.