Беседа с Виктором Черепковым

С кандидатом на пост губернатора Приморского края Виктором Черепковым беседовал ведущий программы Радио Свобода "Выборы 2001" Михаил Соколов.

Ведущий итогового информационного часа Петр Вайль:

В пятницу в Московской редакции Радио Свобода побывал один из претендентов на пост губернатора Приморья депутат Государственной Думы Виктор Черепков. С ним беседовал наш обозреватель, ведущий программы "Выборы 2001" Михаил Соколов:

Михаил Соколов:

Вот решение Приморского краевого суда: он посчитал, что жалоба другого кандидата в губернаторы на другого кандидата в губернаторы Сергея Дарькина необоснованна - тот может баллотироваться вместе с вами во втором туре. Некоторые уже комментируют это так, что власти дали туда из Москвы такой сигнал - что Дарькин Кремль устраивает, и у него проблем не будет?

Виктор Черепков:

Возможно, у него проблем не будет. Но у Кремля проблемы будут. Они, видимо, не знают Приморье, поэтому и с Апанасенко себя, прямо скажем мягко неадекватно вели - несмотря на огромную поддержку, большую пиаровскую программу и финансовую, и административную поддержку со всех сторон...

Михаил Соколов:

Почему рыбопромышленник Дарькин устраивает такую ключевую фигуру администрации президента, как заместителя главы администрации господина Суркова, а член пропрезидентской группы "Народный депутат" Виктор Черепков не устраивает - об этом же открыто говорится?

Виктор Черепков:

Ну, это говорится. Фактически даже, может быть, ни Черепков, ни Дарькин не устраивают Суркова по известным Суркову или кому-то другому причинам. Мои предположения следующие: со мной нельзя делать макли. Я человек, отстаивающий интересы государства, края и граждан.

Михаил Соколов:

Вы сказали во Владивостоке, когда я там был, что выборы станут для вас критерием оценки президента Путина. Вот прошел первый тур - есть у вас предварительная оценка?

Виктор Черепков:

Да, система сегодня, избирательная система взаимоотношений народа и власти - крайне отрицательна. Она приведет рано или поздно к такому состояния президента Путина, как привела она к деградации авторитета президента Ельцина, и это очень печально, и если Владимир Владимирович не наведет порядок в системе своего окружения, то это будет печально и для России, и для народа, и для его авторитета.

Михаил Соколов:

А что бы вы сейчас от него хотели?

Виктор Черепков:

От президента?

Михаил Соколов:

Да.

Виктор Черепков:

Первое: чтобы хотя бы его окружение не мешало и не вмешивалось вот столь неуклюжим способом в те дела, которые идут в интересах государства и от имени народа, в том числе и в избирательной системе.

Михаил Соколов:

С вами не пытались, как с Дарькиным, побеседовать люди Кремля?

Виктор Черепков:

А что со мной беседовать? Я весь наяву и там меня знают - и вдоль, и поперек, и не только по тем, в общем-то, пиаровским очернительским разработкам, но и по сути. Там очень хорошо меня знают - чего со мной беседовать? Моя позиция, в общем-то, известна. Я никогда не буду просить той или другой у кого-то поддержки, кроме народа. И, наоборот, я иду для того, чтобы поддержать позицию президента и его курс.

Михаил Соколов:

Полпред Пуликовский как-то в сердцах завил, что Наздратенко - бывший губернатор - продолжает править Приморьем. Вы с этим согласны?

Виктор Черепков:

Он и не прекращал править. Причем он уже правит не только Приморьем, но и даже, к сожалению, некоторыми действиями полпреда, и ведь как красиво - я ведь наблюдал все изнутри. Для меня было выгодно, когда Дарькин выйдет. Я знал о том, что он - кандидат от Наздратенко, и знал все, что, сколько миллионов долларов израсходовал он, какая поддержка, какой административный ресурс, где, в каком районе, сколько подбросят в его пользу и так далее... Как бы кто ни пытался, они не могут понять, что в Приморье всего две партии - "наздратенковцы" и "черепковцы". И в финал вышли Черепков и представитель Наздратенко. И причем для, допустим, Апанасенко и его команды, в какой-то степени и для Кремля было неизвестно, что такое Дарькин, а мне это было известно с самого начала, более того, какие развернутся события, если Дарькин побеждает.

Михаил Соколов:

Вот вы недавно уже предположили, что Наздратенко может стать первым замом Дарькина, очень неожиданно - что, министр пойдет в замы губернатора? Зачем ему это?

Виктор Черепков:

Ну, во-первых, он не министр сегодня, а председатель Госкомитета, и это далеко от министерства - это раз. А, во-вторых, он будет рулить целым краем. Вот, несмотря на то, что он, в общем, занимается там квотами, и это, казалось бы, хлебное дело - все это в той или иной степени под контролем. Тем более, у Евгения Ивановича очень много там недругов, и там не очень разгуляешься сейчас. В крае - другой разговор. А край - это огромные богатства, огромные возможности. И, естественно, он будет их использовать. Но здесь другая часть - вот если он будет первым заместителем назначен, и будет рулить вместо Дарькина краем...

Михаил Соколов:

А Дарькин-то что будет делать?

Виктор Черепков:

Как Фунт, помните, у Ильфа и Петрова - он будет как тот таран, как тот паровоз, который привел Евгения Ивановича к власти. Евгений Иванович его к большим деньгам привел и большим возможностям, а он его обратно возвращает к власти. Но здесь и другая вероятность, он его сможет, чтобы у него был иммунитет, членом Совета Федерации протолкнуть...

Михаил Соколов:

Как вы восприняли те публикации, которые появились буквально за несколько дней до первого тура, о вашем сопернике Сергее Дарькине и о его связях с авторитетными людьми...

Виктор Черепков:

С "авторитетами"?

Михаил Соколов:

Да.

Виктор Черепков:

Для больших городов, как Владивосток, Находка, Уссурийск или Артем, это не ново, поэтому там он набрал меньше всего голосов. А вот для деревни, других поселочков и мелких районных городишек, конечно, это оказалось новым, но это не успело сработать. Во-первых, не распространили информацию, она так и не разошлась... Ну, шила в мешке не утаишь, оно все равно выйдет. Что у Даркина, что у Байдаркина, что у другого - мне все это известно, и откуда, и как это начиналось, и с чего это делался бизнес, и каким образом он перекроется и прикроется, если придет человек типа Черепкова - они прекрасно понимают. Вот почему они огромные миллионы долларов вкладывают для того, чтобы каким-то образом заполучить эту власть обратно. Они потеряли - с уходом Наздратенко они потеряли эту "крышу".

Михаил Соколов:

Получается, что они вас боятся, что вы устроите новый передел собственности? Я думал, что вы не собираетесь этого делать?

Виктор Черепков:

Нет. Это не так. Я не стремлюсь отнимать у них то, что после трех-четырех лет моей работы будет казаться сараями, разбитым корытом. Ведь моя задача - не отнять у одних и отдать другим. Сколько уже? По шестому заходу отнимают, и все меньше и меньше. И отнимают уже с перестрелками, с похоронами и отстрелами. Моя задача: создать условия, при которых он, нахапавший незаконно, мог бы безбоязненно вложить эти деньги в производство, и получать уже не воровским способом, а от оборота большую прибыль. И в этом состоит моя задача. И никого я не собираюсь ни в какую тюрьму сажать, и никого я не собираюсь куда-то убирать, потому что власть - она заказывает музыку.

Михаил Соколов:

Ваш оппонент Сергей Дарькин сказал, что вы - хороший депутат, и он рекомендует вам продолжать трудиться на парламентском поприще - а что бы вы посоветовали Сергею Дарькину сейчас? Вы, кстати, могли бы предложить ему какую-то должность в своей администрации, например, если вы станете губернатором?

Виктор Черепков:

Да, назначу его по борьбе с коррупцией. Вот ту подноготную он знает лучше всего. Там он как рыба в воде. И посмотрю, как он будет выполнять эту задачу.

Михаил Соколов:

Я боюсь, что этот человек может испугаться, если он хорошо все это знает - вы считаете, что он смелый человек?

Виктор Черепков:

Мне некорректно характеризовать своего оппонента с этой точки зрения. Но вообще, в их среде, в среде братвы - там смелые ребята.

Михаил Соколов:

Опять же, ваш оппонент сказал в интервью газете "Коммерсантъ": "Наберу 43-45 процентов", - вы как оцениваете свои шансы?

Виктор Черепков:

Если бы я оценивал свои шансы непобедными, то я бы давным давно снял бы свою кандидатуру в пользу того или другого, что я сделал на прошлых губернаторских выборах. Хотя властный ресурс, административный ресурс, ресурс избирательных комиссий, денежные ресурсы, информационные ресурсы сохранились у Евгения Ивановича через всех тех должностных лиц, которых, к сожалению, Пуликовский оставил... Пытались приспособиться под Апанасенко, но теперь все это становится инструментом у Евгения Ивановича, но, несмотря на это, народ уже другой.