Ингушетия - местные политики противостоят федеральному центру

Программу ведет Петр Вайль. Участвуют: беседовавший с бывшим президентом Ингушетии Русланом Аушевым корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров, корреспондент РС на Северном Кавказе Юрий Багров и ведущий программы "Кавказские хроники" Олег Кусов.

Петр Вайль:

Бывший президент Ингушетии Руслан Аушев сложил с себя полномочия члена Совета Федерации накануне второго тура президентских выборов в этой северокавказской республике. Аушев обвинил Москву в попытках любой ценой провести на пост президента Ингушетии своего кандидата генерала ФСБ Мурата Зязикова и раскритиковал политику Москву на Северном Кавказе. Рассказывает Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров:

Экс-президент Ингушетии Руслан Аушев объяснил свое решение о выходе из состава Совета Федерации тем, что, по его словам, этот орган безучастно относится к развитию ситуации на Северном Кавказе. Сенатор Аушев считает, что он не раз предлагал своим коллегам обратить внимание на положение чеченских беженцев, проживающих на территории Ингушетии и разобраться с ситуацией, сложившейся на осетино-ингушской границе. Однако, эти вопросы не нашли должного понимания среди членов Совета Федерации. По мнению Руслана Аушева, возникла необходимость изменения закона о формировании верхней палаты:

Руслан Аушев:

Я сторонник того, чтобы Совет Федерации был избран от народа, людьми, по два представителя от региона. Но когда сенаторов назначают и присылают в Сенат, и которые пришли в Совет Федерации отстаивать узкие какие-то интересы, и его не волнует ни Кавказ, ни Ингушетия, ни беженцы, ни законность, поэтому какой смысл мне убеждать людей, которые не готовы к решению этих проблем. Простые люди думают: Руслан Аушев - член Совета Федерации, тот же беженец, тот же человек, с которым поступили незаконно, и он ко мне обращается, а я ничего не могу сделать. Я думаю, что это справедливо, что я отвечаю людям - что я не могу, Совет Федерации не готов решать эти проблемы.

Мумин Шакиров:

Руслан Аушев также подверг критике руководство полпредства президента России в Южном федеральном округе за грубое вмешательство в ход предвыборной кампании в Ингушетии:

Руслан Аушев:

Казанцев, Коробейников в нарушение всех законов о выборной кампании навязывают своего кандидата. Кто давал команду снимать Гуцериева? Они же давали команду снимать Гуцериева. Они это собирают, судебную систему, прокуратуру, силовые структуры, ставят конкретные задачи. Я вам скажу, если с вертолетов после первого тура сбрасывают листовки и говорят, что победителя Амирханова снимут, так что вы даже и не думайте на него ставить, это первое, и зам представителя президента в Южном федеральном округе товарищ Коробейников в своем багажнике привозит журналы с надуманным каким-то материалом и раздает их населению - ну дальше о чем можно говорить?! Когда заходят в совещательную комнату чиновники судебного департамента Южного федерального округа, забирают не принятое решение в нарушение всех законов - это уголовные дела, мы об этом говорим, но все спускается на тормозах, к сожалению.

Мумин Шакиров:

Сам экс-президент Ингушетии не скрывает своих симпатий к одному из нынешних кандидатов в президенты республики и убежден, что Москва намерена поставить вопрос об объединении двух самостоятельных республик - Чечни и Ингушетии - в единый субъект Российской Федерации:

Руслан Аушев:

... Амирханов, потому что этот человек работал зампредом правительства, был в Афганистане со мной в одно время, я боюсь, что и Амирханова, и следующего изберут, для того, чтобы поставить рядом для... самого слабого. Поле расчищается широким фронтом.

Мумин Шакиров:

А чем вам не приемлем Зязиков?

Руслан Аушев:

Потому что Зязиков не работал в республике. Что такое президент? Не просто избирать, надо уметь еще что-то делать. И, самое главное - мы боимся угрозы потери своей государственности. Это не зря же вышли все эти разговоры об объединении Чечни с Ингушетией. Кто легче согласится - Зязиков, Амирханов, или там Мальсагов, и так далее?..

Мумин Шакиров:

По версии Руслана Аушева, Москва поставила на генерала ФСБ Мурата Зязикова, который занимает должность заместителя председателя полномочного представителя России в Южном федеральном округе. Экс-президент Ингушетии заявил Радио Свобода, что намерен покинуть Москву и вернуться накануне выборов к себе на родину.

Петр Вайль:

Резкие заявления Аушева наверняка окажут воздействие на предвыборную ситуацию в Ингушетию. Напомню, второй тур выборов состоится 28 апреля. О реакции на происходящее в Назрани рассказывает наш корреспондент на Северном Кавказе Юрий Багров:

Юрий Багров:

Эмоциональным поступком, который не принесет ничего хорошего ни для народа, ни для республики, назвал решение Руслана Аушева о снятии с себя полномочий члена Совета Федерации исполняющий обязанности президента Ингушетии Ахмед Мальсагов. В интервью Радио Свобода Мальсагов заявил: "Назначая Аушева представителем Ингушетии в Совете Федерации, я считал своим долгом воздать должное первому президенту республики и был убежден, что его политический опыт и знания должны быть востребованы".

Решение экс-президента о выходе из состава верхней палаты российского парламента вызвало недоумение у большей части населения республики. Руслан Аушев продолжает пользоваться в Ингушетии большим авторитетом. На прошлых президентских выборах за него проголосовали более 90 процентов избирателей. В годы его правления в республике велись масштабные строительные работы ремонтировались дороги, открылся аэропорт европейского уровня, была возведена новая столица Ингушетии Магас. Популярности среди населения добавляло Аушеву и открытое противостояние с федеральным центром. Экс-президент был ярым противником идеи объединения Чечни и Ингушетии. Его позиция пришлась по вкусам практически всем ингушам. Наблюдатели считают, что заявление Руслана Аушева направлено, в первую очередь, на то, чтобы привлечь внимание общественности к президентским выборам, которые должны пройти в будущее воскресенье. Не секрет, что федеральный центр активно поддерживает своего кандидата, заместителя полпреда президента в Южном федеральном округе генерал-майора ФСБ Мурата Зязикова. Его основного конкурента, бывшего министра внутренних дел Михаила Гуцериева, которого поддерживал Руслан Аушев, Верховный суд России лишил регистрации за день до первого тура голосования. Поздним вечером на многотысячном митинге в Назрани Руслан Аушев вместе с Михаилом Гуцериевым призывали избирателей отдать голоса депутату Государственной Думы Алихану Амирханову. В первом туре он с большим отрывом обошел своего оппонента кандидата Кремля Мурата Зязикова, однако, республиканской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту подкупа избирателей сторонниками кандидата Амирханова. Как считают эксперты, в республике создается искусственная напряженность. Многие не исключают, что Москва найдет причины для снятия с предвыборной дистанции депутата Госдумы Алихана Амирханова. Своим поступком Руслан Аушев, вероятно, рассчитывает воспрепятствовать такому решению федерального центра.

Петр Вайль:

Случай Аушева показывает, что попытки Кремля поставить под полный контроль политические процессы на Северном Кавказе все еще могут наталкиваться на сопротивление региональных лидеров. Слово редактору и ведущему программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олегу Кусову:

Олег Кусов:

Руслан Аушев утверждает, что Совет Федерации не проявляет должного внимания к наиболее важным проблемам Северного Кавказа. Бывший президент Ингушетии считает, что в бедственном положении десятков тысяч беженцев из Чечни и Пригородного района Северной Осетии в какой-то степени повинны и российские сенаторы. По словам Аушева, сенаторы не пользуются своим конституционным правом и не прилагают усилий к разрешению проблемы возвращения беженцев-ингушей в Пригородный район Северной Осетии. Совет Федерации, считает представитель Ингушетии, не желает обсуждать критическую ситуацию с чеченскими беженцами, проживающими в палаточных лагерях в Ингушетии.

Несколько месяцев назад Аушев оставил пост президента Ингушетии. Мотивация его тогдашней отставки в целом имеет немало общего с нынешней. Руслан Аушев не согласен с политикой Федерального центра на Северном Кавказе.

Понятно, что каплей, переполнившей терпение бывшего ингушского президента, стала проходящая в республике предвыборная кампания. Команда Аушева накануне кампании предполагала жесткое соперничество со стороны ставленника Федерального центра - генерала ФСБ Мурата Зязикова. Поэтому команда Аушева выдвинула одновременно нескольких кандидатов. Наиболее реальный из них - бывший министр внутренних дел Ингушетии - Хамзат Гуцериев - был снят решением суда накануне первого тура голосования. Но даже его дублеру Алихану Амирханову удалось обойти генерала Зязикова по итогам первого тура. Шансы у ставленника Москвы накануне решающего тура голосования значительно ниже, чем у депутата Госдумы России Алихана Амирханова, за которым стоит политический клан Аушевых -Гуцериевых.

И все же Федеральный центр не оставляет попыток навязать Ингушетии свой предвыборный сценарий. В ходе подготовки ко второму туру голосования, команду Амирханова обвинили в подкупе избирателей, вооруженные спецназы устроили показательный обыск в его предвыборном штабе. По странному совпадению, младшего брата Хамзата Гуцериева - президента нефтяной компании "Славнефть" Михаила Гуцериева - накануне выборов в Ингушетии учредители компании надумали отправить в отставку. По данным наблюдателей, Михаил Гуцериев обеспечивал финансовую сторону предвыборной кампании кандидатов из команды Руслана Аушева и Хамзата Гуцериева. Многие высказывают мнение, что отставка Михаила Гуцериева с поста президента "Славнефти" - эта попытка влиятельных соперников лишить оставшегося кандидата Амирханова финансовой поддержки.

Уход Руслана Аушева из Совета Федерации - это его последняя попытка привлечь внимание прессы и общественности ко второму туру президентских выборов в Ингушетии. Федеральный центр не скрывает, что его усилиями в некоторых регионах руководители были приведены к власти. Сценарий, как правило, один - неугодный кандидат, пользующийся доверием избирателей в большей степени, чем человек Центра, судебным решением исключается из списка за день-два до голосования. В последний раз это произошло в соседней Северной Осетии, когда таким же образом был снят с дистанции неугодный Кремлю Сергей Хетагуров.

Но только пока в Ингушетии представителям федерального центра местные политики решили противостоять до конца, не жалея должностей и усилий. Можно только судить о мотивах такого упорства. Но кто-то же должен в стране, которую считают демократической, открыто противостоять в принципиальных вопросах верховной власти.