Программу ведет Петр Вайль. Участвуют: ведущий программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олег Кусов, корреспондент РС на Северном Кавказе Юрий Багров, бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, генерал-майор ФСБ, кандидат в президенты Ингушетии Мурат Зязиков, депутаты Государственной Думы России Иосиф Кобзон и Асланбек Аслаханов, вице-премьер правительства Чечни Беслан Гантамиров, адвокат кандидата в президенты Ингушетии Алихана Амирханова Генрих Падва.
Петр Вайль: В Ингушетии завершается подготовка ко второму туру президентских выборов, назначенных на 22 апреля. Многие наблюдателя сходятся во мнении - интрига политической ситуации в Ингушетии сводится к тому, удастся ли Кремлю посадить в президентское кресло своего кандидата, заместителя полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе Мурата Зязикова. Тему подготовил Олег Кусов:
Олег Кусов: Предвыборная ситуация в Ингушетии довольно откровенная. За власть борются два политические группировки: Аушева-Гуцериева и Зязикова-Казанцева. За кандидатурой ингушских властей Алиханом Амирхановым стоит местный политико-финансовый клан и большинство избирателей. За Муратом Зязиковым - представительство Южного федерального округа, а значит, и федеральный центр. Судя по итогам первого тура, избирателей за Зязиковым гораздо меньше. Рассказывает наш корреспондент на Северном Кавказе Юрий Багров:
Юрий Багров: Беспрецедентным назвал давление федеральной власти на ход избирательной кампании в Ингушетии бывший президент республики Руслан Аушев. После первого тура выборов наибольшее количество голосов избирателей набрали два кандидата: депутат Госдумы Алихан Амирханов и генерал-майор ФСБ, заместитель полномочного представителя президента в Южной федеральном округе Мурат Зязиков. Причем протеже Руслана Аушева Алихан Амирханов опередил своего конкурента более чем на 12 процентов. Если учесть, что до первого тура Амирханов являлся лишь дублером фаворита гонки, экс-министра внутренних дел Ингушетии Хамзата Гуцериева, то отрыв можно назвать более чем внушительным. Напомню, что Хамзата Гуцериева Верховный суд России лишил регистрации кандидата в президенты за день да выборов. Фактически сразу после проведения первого тура голосования в предвыборных штабах Амирханова сотрудники ФСБ, МВД и прокуратуры провели обыски. Прокуратурой Малгобекского района было возбуждено уголовное дело по факту подкупа избирателей сторонниками депутата Госдумы, в Верховный суд Ингушетии поступили несколько заявлений избирателей, обвиняющих Амирханова в нарушении предвыборного законодательства. Руслан Аушев, бывший глава Ингушетии, считает, что за всеми этими акциями стоит полпредство в Южном федеральном округе. Говорит Руслан Аушев:
Руслан Аушев: Казанцев противостоит народу Ингушетии. Народ Ингушетии даже в первом туре сказал и показал свое отношение к Казанцеву, это Казанцев не понимает, что происходит. Кстати, я давно об этом говорил, разве можно таких людей присылать на Кавказ: он противостоит народу, народ противостоит ему, этому беспределу, который с его подачи здесь чинится. То, что мы видим в течение трех месяцев - это беспредел, поэтому все возможно. Казанцев не имеет никакого авторитета, и хочет, чтобы при его каком-то "царственном" указании люди бежали на зов труб. Когда самый лучший вариант для всего будущего - стабильность и в Ингушетии, и на Кавказе в целом, дать возможность спокойно дойти до выборов. И чтобы люди сами спокойно проголосовали, сами избрали президента, как это положено в правовом государстве.
Юрий Багров: Генерал-майор Мурат Зязиков отрицает всякую поддержу федерального центра. В интервью Радио Свобода он заявил, что подобные сведения распространяют его оппоненты. Действительно, в финале предвыборной гонки поддержка Казанцева может сыграть против кандидата. Среди населения республики авторитет Руслана Аушева очень велик. А его близкие взаимоотношения с семьей Гуцериевых лишь усиливают позиции основного конкурента Мурата Зязикова Алихана Амирханова. Говорит генерал-майор ФСБ, кандидат в президенты Ингушетии Мурат Зязиков:
Мурат Зязиков: Никто никакого давления на моих оппонентов не оказывает. Никакой задачи ни у меня, ни у тех, кто за мной и со мной, кого-то снять - такой задачи нет. Я хочу, чтобы были честные выборы. За мной стоит ингушский народ и больше никто, абсолютно.
Юрий Багров: Однако, эксперты считают, что генерал-майор спецслужб не совсем честен. Создается впечатление, что власть задействовала в последние дни до выборов весь имеющийся административный ресурс. Говорит адвоката кандидата в президенты Ингушетии Алихана Амирханова Генрих Падва:
Генрих Падва: К сожалению, еще перед первым туром были допущены уникальные по своему беззаконию действия, когда была снята кандидатура одного из кандидатов. Сейчас это повторяется в отношении Амирханова. На мой взгляд, тоже юридически совершенно необоснованные действия. Уже один раз суд рассматривал этот вопрос, по заявлению других избирателей, и признал, что никаких фактов подкупа не установлено. Я надеюсь, что теперь суд тоже разберется правильно. Здесь, несомненно, есть вмешательство какой-то власти, федеральной из Москвы или местной федеральной, но то, что произошло в первом туре - без такого давления произойти не могло. Это точно совершенно.
Юрий Багров: Сейчас в Ингушетии никто не возьмется прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Республиканский Верховный суд перенес на субботу заседание по иску одного из избирателей, в котором он требует лишить регистрации Амирхана Алиханова, и хотя в субботу суд уже не сможет снять с предвыборной гонки депутата Госдумы Алиханова, в предвыборном штабе кандидата в президенты не исключают какого-либо подвоха.
Олег Кусов: Неравнодушен к предвыборной ситуации в Ингушетии и депутат Государственной Думы России Иосиф Кобзон. На пресс-конференции в Москве он заявил, что центр откровенно навязывает Ингушетии своего кандидата, при том, что сторонники Русалана Аушева лучше знают ситуацию в регионе, способны решать проблемы.
Иосиф Кобзон: Неугодного для администрации кандидата обязательно за несколько часов до выборов снимают. Что это такое? Неужели нельзя было за три-четыре месяца, когда кандидат оформил свои права для избрания, проверить все и предъявить ему какие-то претензии, если они есть. Нет, потому что видят, что он лидирует, поэтому его надо снять. Своего потому что нужно провести. Дума - своя, теперь должны быть и президент, и губернатор, и все должны быть свои назначенные лица. Проще сделайте другое - пусть президент сам назначит губернатора. Сняли они Гуцериева. Генерал-лейтенант, доктор наук, профессор, министр внутренних дел. Его сняли, а брата раньше приглашали в соответствующие инстанции, уговаривали снять кандидатуру. Брат сказал, что он не имеет права этого делать, это честь и достоинство его. И брата из президентства "Славнефти" сняли. Гуцериев, он знал, как сдерживать. Они находятся между двух огней. С одной стороны, слева - Чечня, справа - Осетия. Назрань и Ингушетия на сегодняшний день, единственная, приняла 180 тысяч беженцев чеченских. А сейчас придет новый президент, потому что не исключено, что Алиханову... Для чего нарушать какие-то традиции, исторически сложившиеся?
Олег Кусов: Вице-премьер чеченского правительства Беслан Гантамиров считает, что время политика Аушева уже прошло:
Беслан Гантамиров: Вообще-то, мне очень жаль наблюдать за растерянным Аушевым в последнее время. Я думаю, что его выход из Совета Федерации связан с тем, что в ближайшее время на выборах в республике Ингушетия победит Мурат Зязиков. И если бы так и случилось, Аушеву волей-неволей пришлось бы покинуть Совет Федерации, только с другим видом и другим лицом. Я думаю, что Аушев совершил упреждающий ход, и тем самым попытался сохранить лицо.
Олег Кусов: Депутат Государственной Думы России Асланбек Аслаханов убежден, что возможное снятие с дистанции оппонента федерального центра Алихана Амирханова не добавит авторитета в Ингушетии Мурату Зязикову:
Асланбек Аслаханов: То, что сейчас произошло, по крайней мере, вызывает сожаление, учитывая особую ментальность чеченцев и ингушей. Это люди, которые привыкли верить средствам массовой информации. Позволять себе такие методы, как вот Аушев заявил, что завезли какую-то макулатуру, где "обгадили" людей кандидата. Вот почему сегодня во втором чтении мы принимаем Закон о выборах. Нельзя, чтобы снимали, можно было так, что завтра выборы, а сегодня взяли и сняли. Нужно, чтобы пять-шесть дней дать срок, чтобы человек мог обратиться в суд, суд незамедлительно рассмотрел, и так далее. Кандидата можно было снять. Закончился там первый тур, вышли, нарушения есть - снимите его. Но что же вы снимаете, когда завтра или послезавтра выборы?! Вы сегодня выносите на суд, я не говорю о правовой стороне дела. Может быть, там есть какие-то моменты - я говорю об этической стороне, дать возможность кандидату оправдаться, сказать, что так это или не так. Вот это порождает не только недоумение у избирателей, просто у людей, которые издали наблюдают, а вызывает озлобление какое-то и возмущение: почему так делается? Хотя я скажу, что я слышал очень позитивные мнения и в отношении Зязикова, которому маску навесили, что он "ФСБэшник". Но он же, наверное, послужной список имеет. Какую-то работу он проводил. В отношении того я слышал и позитивное, и негативное, но я скажу, что я слышал большинство позитивного и о том кандидате. Я скажу, что и ему это плохая служба. Пускай в равной борьбе, дали возможность честно побороться.
Олег Кусов: Выборы в российских регионах, как показывает ситуация в Ингушетии, все больше зависят от властей и судебных заседаний, а не от избирателей.
Петр Вайль: В Ингушетии завершается подготовка ко второму туру президентских выборов, назначенных на 22 апреля. Многие наблюдателя сходятся во мнении - интрига политической ситуации в Ингушетии сводится к тому, удастся ли Кремлю посадить в президентское кресло своего кандидата, заместителя полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе Мурата Зязикова. Тему подготовил Олег Кусов:
Олег Кусов: Предвыборная ситуация в Ингушетии довольно откровенная. За власть борются два политические группировки: Аушева-Гуцериева и Зязикова-Казанцева. За кандидатурой ингушских властей Алиханом Амирхановым стоит местный политико-финансовый клан и большинство избирателей. За Муратом Зязиковым - представительство Южного федерального округа, а значит, и федеральный центр. Судя по итогам первого тура, избирателей за Зязиковым гораздо меньше. Рассказывает наш корреспондент на Северном Кавказе Юрий Багров:
Юрий Багров: Беспрецедентным назвал давление федеральной власти на ход избирательной кампании в Ингушетии бывший президент республики Руслан Аушев. После первого тура выборов наибольшее количество голосов избирателей набрали два кандидата: депутат Госдумы Алихан Амирханов и генерал-майор ФСБ, заместитель полномочного представителя президента в Южной федеральном округе Мурат Зязиков. Причем протеже Руслана Аушева Алихан Амирханов опередил своего конкурента более чем на 12 процентов. Если учесть, что до первого тура Амирханов являлся лишь дублером фаворита гонки, экс-министра внутренних дел Ингушетии Хамзата Гуцериева, то отрыв можно назвать более чем внушительным. Напомню, что Хамзата Гуцериева Верховный суд России лишил регистрации кандидата в президенты за день да выборов. Фактически сразу после проведения первого тура голосования в предвыборных штабах Амирханова сотрудники ФСБ, МВД и прокуратуры провели обыски. Прокуратурой Малгобекского района было возбуждено уголовное дело по факту подкупа избирателей сторонниками депутата Госдумы, в Верховный суд Ингушетии поступили несколько заявлений избирателей, обвиняющих Амирханова в нарушении предвыборного законодательства. Руслан Аушев, бывший глава Ингушетии, считает, что за всеми этими акциями стоит полпредство в Южном федеральном округе. Говорит Руслан Аушев:
Руслан Аушев: Казанцев противостоит народу Ингушетии. Народ Ингушетии даже в первом туре сказал и показал свое отношение к Казанцеву, это Казанцев не понимает, что происходит. Кстати, я давно об этом говорил, разве можно таких людей присылать на Кавказ: он противостоит народу, народ противостоит ему, этому беспределу, который с его подачи здесь чинится. То, что мы видим в течение трех месяцев - это беспредел, поэтому все возможно. Казанцев не имеет никакого авторитета, и хочет, чтобы при его каком-то "царственном" указании люди бежали на зов труб. Когда самый лучший вариант для всего будущего - стабильность и в Ингушетии, и на Кавказе в целом, дать возможность спокойно дойти до выборов. И чтобы люди сами спокойно проголосовали, сами избрали президента, как это положено в правовом государстве.
Юрий Багров: Генерал-майор Мурат Зязиков отрицает всякую поддержу федерального центра. В интервью Радио Свобода он заявил, что подобные сведения распространяют его оппоненты. Действительно, в финале предвыборной гонки поддержка Казанцева может сыграть против кандидата. Среди населения республики авторитет Руслана Аушева очень велик. А его близкие взаимоотношения с семьей Гуцериевых лишь усиливают позиции основного конкурента Мурата Зязикова Алихана Амирханова. Говорит генерал-майор ФСБ, кандидат в президенты Ингушетии Мурат Зязиков:
Мурат Зязиков: Никто никакого давления на моих оппонентов не оказывает. Никакой задачи ни у меня, ни у тех, кто за мной и со мной, кого-то снять - такой задачи нет. Я хочу, чтобы были честные выборы. За мной стоит ингушский народ и больше никто, абсолютно.
Юрий Багров: Однако, эксперты считают, что генерал-майор спецслужб не совсем честен. Создается впечатление, что власть задействовала в последние дни до выборов весь имеющийся административный ресурс. Говорит адвоката кандидата в президенты Ингушетии Алихана Амирханова Генрих Падва:
Генрих Падва: К сожалению, еще перед первым туром были допущены уникальные по своему беззаконию действия, когда была снята кандидатура одного из кандидатов. Сейчас это повторяется в отношении Амирханова. На мой взгляд, тоже юридически совершенно необоснованные действия. Уже один раз суд рассматривал этот вопрос, по заявлению других избирателей, и признал, что никаких фактов подкупа не установлено. Я надеюсь, что теперь суд тоже разберется правильно. Здесь, несомненно, есть вмешательство какой-то власти, федеральной из Москвы или местной федеральной, но то, что произошло в первом туре - без такого давления произойти не могло. Это точно совершенно.
Юрий Багров: Сейчас в Ингушетии никто не возьмется прогнозировать дальнейшее развитие ситуации. Республиканский Верховный суд перенес на субботу заседание по иску одного из избирателей, в котором он требует лишить регистрации Амирхана Алиханова, и хотя в субботу суд уже не сможет снять с предвыборной гонки депутата Госдумы Алиханова, в предвыборном штабе кандидата в президенты не исключают какого-либо подвоха.
Олег Кусов: Неравнодушен к предвыборной ситуации в Ингушетии и депутат Государственной Думы России Иосиф Кобзон. На пресс-конференции в Москве он заявил, что центр откровенно навязывает Ингушетии своего кандидата, при том, что сторонники Русалана Аушева лучше знают ситуацию в регионе, способны решать проблемы.
Иосиф Кобзон: Неугодного для администрации кандидата обязательно за несколько часов до выборов снимают. Что это такое? Неужели нельзя было за три-четыре месяца, когда кандидат оформил свои права для избрания, проверить все и предъявить ему какие-то претензии, если они есть. Нет, потому что видят, что он лидирует, поэтому его надо снять. Своего потому что нужно провести. Дума - своя, теперь должны быть и президент, и губернатор, и все должны быть свои назначенные лица. Проще сделайте другое - пусть президент сам назначит губернатора. Сняли они Гуцериева. Генерал-лейтенант, доктор наук, профессор, министр внутренних дел. Его сняли, а брата раньше приглашали в соответствующие инстанции, уговаривали снять кандидатуру. Брат сказал, что он не имеет права этого делать, это честь и достоинство его. И брата из президентства "Славнефти" сняли. Гуцериев, он знал, как сдерживать. Они находятся между двух огней. С одной стороны, слева - Чечня, справа - Осетия. Назрань и Ингушетия на сегодняшний день, единственная, приняла 180 тысяч беженцев чеченских. А сейчас придет новый президент, потому что не исключено, что Алиханову... Для чего нарушать какие-то традиции, исторически сложившиеся?
Олег Кусов: Вице-премьер чеченского правительства Беслан Гантамиров считает, что время политика Аушева уже прошло:
Беслан Гантамиров: Вообще-то, мне очень жаль наблюдать за растерянным Аушевым в последнее время. Я думаю, что его выход из Совета Федерации связан с тем, что в ближайшее время на выборах в республике Ингушетия победит Мурат Зязиков. И если бы так и случилось, Аушеву волей-неволей пришлось бы покинуть Совет Федерации, только с другим видом и другим лицом. Я думаю, что Аушев совершил упреждающий ход, и тем самым попытался сохранить лицо.
Олег Кусов: Депутат Государственной Думы России Асланбек Аслаханов убежден, что возможное снятие с дистанции оппонента федерального центра Алихана Амирханова не добавит авторитета в Ингушетии Мурату Зязикову:
Асланбек Аслаханов: То, что сейчас произошло, по крайней мере, вызывает сожаление, учитывая особую ментальность чеченцев и ингушей. Это люди, которые привыкли верить средствам массовой информации. Позволять себе такие методы, как вот Аушев заявил, что завезли какую-то макулатуру, где "обгадили" людей кандидата. Вот почему сегодня во втором чтении мы принимаем Закон о выборах. Нельзя, чтобы снимали, можно было так, что завтра выборы, а сегодня взяли и сняли. Нужно, чтобы пять-шесть дней дать срок, чтобы человек мог обратиться в суд, суд незамедлительно рассмотрел, и так далее. Кандидата можно было снять. Закончился там первый тур, вышли, нарушения есть - снимите его. Но что же вы снимаете, когда завтра или послезавтра выборы?! Вы сегодня выносите на суд, я не говорю о правовой стороне дела. Может быть, там есть какие-то моменты - я говорю об этической стороне, дать возможность кандидату оправдаться, сказать, что так это или не так. Вот это порождает не только недоумение у избирателей, просто у людей, которые издали наблюдают, а вызывает озлобление какое-то и возмущение: почему так делается? Хотя я скажу, что я слышал очень позитивные мнения и в отношении Зязикова, которому маску навесили, что он "ФСБэшник". Но он же, наверное, послужной список имеет. Какую-то работу он проводил. В отношении того я слышал и позитивное, и негативное, но я скажу, что я слышал большинство позитивного и о том кандидате. Я скажу, что и ему это плохая служба. Пускай в равной борьбе, дали возможность честно побороться.
Олег Кусов: Выборы в российских регионах, как показывает ситуация в Ингушетии, все больше зависят от властей и судебных заседаний, а не от избирателей.