Старт президентской предвыборной кампании в Ингушетии

Программу ведет Петр Вайль. Над темой в Москве работал Олег Кусов. Участвует корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Юрий Багров, который беседовал с председателем Совета безопасности Ингушетии Багаудином Аушевым.

Петр Вайль:

Республиканская избирательная комиссия Ингушетии завершила прием документов от кандидатов для участия в выборах президента республики. За этот пост намерены бороться 30 кандидатов. Слово Олегу Кусову:

Олег Кусов:

Выборы президента Ингушетии назначены на 7 апреля. Они проводятся в связи с досрочным сложением президентских полномочий Русланом Аушевым. 30 человек намерены бороться за этот пост. Рассказывает корреспондент Радио Свобода на Северном Кавказе Юрий Багров:

Юрий Багров:

Среди жителей Ингушетии Аушев обладал значительным авторитетом. Однако, он не выбрал себе преемника, но указал на министра внутренних дел Хамзата Гуцериева. Аушев также не оставил без внимания депутата Госдумы Алихана Амирханова и исполняющего обязанности президента Ахмеда Мальсагова. Во время президентства Аушева Ахмед Мальсагов возглавлял правительство республики, но политический вес Мальсагова значительно ниже ушедшего в отставку президента. Поэтому, как считают обозреватели, для победы на выборах ему придется задействовать весь имеющийся административный ресурс. Не исключено, что многие чиновники в правительстве могут уйти в оппозицию Мальсагову. Еще один кандидат в президенты - младший брат Руслана Аушева Багаудин - сейчас он возглавляет Совет безопасности Ингушетии. Сам Багаудин Аушев в интервью Радио Свобода заявил, что высоко оценивает свои шансы на победу на предстоящих выборах:

Багаудин Аушев:

Если, например, президент его поддерживает - это Гуцериев Хамзат, министр внутренних дел, есть у нас исполняющий обязанности президента - это Мальсагов, есть у нас Зязиков, такой, выдвинутый Казанцевым - мы примерно одинаково, по 25 процентов, я так думаю, вот четверо основных будет кандидатов. Все будет зависеть от предвыборной гонки, как себя кто поставит перед людьми. Ингушский народ - все-таки же помудрел за это время. И они будут все равно выбирать из тех основных, кого они знают, кого они рассчитывают. А те, кто там выдвинулся просто так - показаться, покрасоваться по телевизору, или там показать, что он есть - люди же понимают, что это ерунда. Конечно, если бы брат поддержал - тут вообще, в первом туре мы выиграли бы. Но тут он на другого поставил. Вот он решил, что генерал-лейтенант. будучи министром, больше пользы принесет, чем подполковник, понимаете...

Юрий Багров:

Наблюдатели высоко оценивают шансы на победу соперника Багаудина Аушева, министра внутренних дел Ингушетии Хамзата Гуцериева. Они считают, что существенную финансовую поддержку на выборах ему окажет старший брат Михаил Гуцериев, президент российско-белорусской нефтяной компании "Славнефть". Интригу в предвыборную кампанию может внести кандидат в президенты заместитель полпреда по Южному федеральному округу Мурат Зязиков. На эту должность он был назначен около двух недель назад, а буквально через несколько дней ему было присвоено звание генерал-майора ФСБ. Уже сейчас жители республики сходятся во мнении, что одним туром выборов может не обойтись.

Олег Кусов:

Отставка Руслана Аушева лишний раз напомнила о новых принципах региональной политики Кремля: Москве сегодня не так важны признанные лидеры республик, сколько послушные чиновники. Аушев нужен ингушскому народу не меньше, чем 10 лет назад, но поскольку он стал неугодным Кремлю политиком, мнением жителей республики никто в центре не интересуется. Однако, внезапный уход Руслана Аушева поставил федеральный центр в затруднительное положение. У Кремля на это место не оказалось готового кандидата в президенты Ингушетии. Но и сидеть. сложа руки, российские власти тоже не хотели. Странным образом предвыборные события в Ингушетии совпали со служебными перемещениями заместителя руководителя УФСБ по Астраханской области уроженца Ингушетии Мурата Зязикова. В начале нынешнего года его перевели на должность заместителя полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе. Зязикову вручили генеральские погоны, почти такие же, как были у Руслана Аушева. Удивительно, что 45-летнему Мурату Зязикову всего этого оказалось недостаточно. Через несколько дней после назначения заместителем Виктора Казанцева Зязиков решил принять участие в выборах президента Ингушетии. Создается впечатление, что эта фигура несамостоятельная и управляется Москвой.

Несмотря на сложение полномочий, мнение Руслана Аушева для ингушского электората остается весомым. Он и сегодня является теневым лидером Ингушетии. Среди 30 кандидатов, по крайней мере, пятеро из его команды. Если бы не было давления извне, ингушские избиратели в большинстве, безусловно, проголосовали бы на предстоящих выборах за одного из них. Но они внимательно следили за президентской кампанией в соседней Северной Осетии, превратившейся, не без помощи Москвы, из поединка двух достойных лидеров в фарс. Выборы в Северной Осетии напомнили, что голос Кремля иной раз способен перевесить голоса большинства избирателей республики. Сергея Хетагурова не допустили к выборам только из-за того, что он проявил неаккуратность в обращении с документами. Не исключено, что Руслан Аушев остерегается громко произносить имя своего кандидата, дабы не подставить его под удар федерального центра. Но команда Аушева, понятно, так просто не откажется от борьбы за президентство в республике. Экс-президент согласился уйти, но только за кулисы. Удастся ли его команде в ходе предвыборной компании переиграть Кремль - зависит от многих факторов.

Федеральный центр активно вмешивается в избирательный процесс на местах, и на политической карте Северного Кавказа Кремль пытается расставить свои фигуры. Это означает, что российская политика в наиболее сложном регионе будет диктоваться исключительно официальной Москвой. Ей, судя по всему, не должны мешать оппоненты Владимира Путина и все, кто не согласен с генеральной линией Кремля, так как в Москве считают, что им виднее, сколько лет должна длиться война в Чечне, и когда наступит пора возвращать в свои дома беженцев и других обездоленных людей, которых с каждым годом на Северном Кавказе становится все больше.