Сто восемь ступ

В конце июня в одном из известнейших и старейших дацанов Бурятии – Анинском дацане – пройдет праздник, посвященный 108 субурганам.

Некогда этот дацан был центром религии, образования, книгопечатания, иконописи, графики, театрального искусства (здесь проводились мистерии Цам). В конце XIX век вокруг Анинского дацана проживало несколько десятков тысяч человек. Дацан представлял собой большой поселок, центральную часть которого занимал храмово-монастырский комплекс. В нем, по сравнению с другими бурятскими дацанами, находилось необычно много субурганов ­– не менее двадцати шести. В 1825 году от Анинского отделился Эгитуйский дацан (известный тем, что именно там находится прижизненная статуя Будды Шакьямуни, известная как Сандаловый Будда).

Среди тех, кто получил образование в Анинском дацане, был и Хамбо Лама Итигэлов. В 1930-е годы монастырский комплекс подвергся разрушению, значительную часть монахов большевики расстреляли. Здания бывшего дацана в советское время использовались в качестве конюшен и гаражей. С 1990-х годов ведется восстановление дацана.

Рано утром 24 июня до начала официальных празднеств в дацане состоится посвящение 108 субурганов. С этого времени праздник 108 субурганов будет проводиться в Анинском дацане каждый год. Субурган, или ступа, – традиционное буддистское культовое архитектурное сооружение. Считается, что ступы обладают магической силой добра, вносят в жизнь гармонию, очищают ум от жадности и корысти, наполняют сердца любовью.

Слово «ступа» (санскрит) происходит от корня, означающего «насыпать», воздвигать. Это сооружение выполняет несколько функций. Первая – реликварная. Есть версия, что ступы появились после смерти Будды Шакъямуни. Его прах был поделен на восемь частей и захоронен в восьми ступах. Этот ритуал закладывания в ступу праха высокого ламы или его ритуальных предметов сохранился до наших дней. Считается, что и после смерти это дарит энергию сострадания, любви и добра всем, кто вступает в магический круг ступы. Вторая функция субургана – мемориальная, ступы сооружаются в память о значимых событиях буддийской истории. Так как этот монумент является символом Учения Будды, то иногда он строится по обету мирянина - ради получения заслуг, блага для себя, родственников, всех живых существ.

Когда воздвигается ступа, то всем без исключения, дается возможность принять в этом участие, чтобы каждый мог накопить заслуги для этой и будущей жизней или почтить память монахов. Можно помочь в написании молитв, которые закладываются в ступу, деньгами или пожертвовать жемчуг, кораллы, бирюзу, золото, серебро, которые закладываются в ступу по буддистскому обычаю. Считается: тот, кто принял участие в возведении ступы – «заработал» одну из величайших заслуг.

Строительство субурганов невозможно без покровительства буддистских монахов, поскольку при возведении этих сооружений необходимо придерживаться строгих канонов и предписаний и канонов, ведь структура и составляющие элементы ступы таят в себе глубокий смысл. Например, субурганы, которые возводятся рядом с Анинским дацаном, представляют собой белые ступы с квадратным основанием 1,5 x 1,5 метра, высотой 3,42 метра, они расположены в линию на расстоянии 12 метров друг от друга. В строительстве этих субурганов приняли участие семейные роды хоринских бурят. Каждый субурган воздвигается на средства одного рода и со временем становится настоящим семейно-родовым достоянием. К каждому субургану будет прикреплена родовая книга, в которой из года в год, из века в век, будет вестись родословная этой семьи. О разновидностях этих культовых сооружений я продолжу рассказ через неделю.