Почему американцы продолжают делать ненужные покупки

Ирина Лагунина: Согласно последним данным за последний квартал рост экономики в Соединенных Штатах понизился до 1.8%. Для сравнения, последний квартал 2010 года дал более высокие показатели – 3.1%. Тем не менее, экономисты выражают надежду, что нынешнее понижение - явление временное. Одной из главных причин замедления экономического роста эксперты называют, прежде всего, бюджетный дефицит. А как простые американцы расходуют свои средства? Рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Эмма Тополь.

Эмма Тополь: Трудно поверить, что в начале 20 века население Соединенных Штатов составляло всего 76 миллионов человек. Американцы тогда были в буквальном смысле молодой нацией – средний возраст мужчин 23.3, женщин 22.4 года. Семья состояла из 4 -5 человек со средним годовым доходом в 750 долларов. Из них 327 долларов тратились на питание, 108 долларов на одежду и 179 на жилье. Оставшиеся – на разные другие нужды.
Через сто лет население Соединенных Штатов увеличилось до 281 миллиона человек. При этом оно еще и повзрослело, средний возраст стал 36 с половиной лет для женщин и тридцать четыре года для мужчин. В начале нулевых средний доход на семью, теперь уже в среднем из 2 с половиной человек, составлял после налоговых вычетов 47 тысяч 787 долларов. А тратилось в среднем 40 тысяч 748 долларов. Из них приблизительно 8 тысяч уходили на жилье, три тысячи на бензин и оплату коммунальных услуг, чуть больше трех тысяч долларов на домашнее питание и две с половиной тысячи на еду в ресторанах и кафе. Около тысячи долларов в год американцы тратили на одежду. Остальное уходило на медицинские услуги, образование детей, отдых и развлечения. А согласно последним данным центрального статистического бюро, в 2010 году средний заработок на семью понизился до 46 тысяч 326 долларов. И при этом, что интересно, в апреле 2011, в самый, казалось бы, разгар рецессии, только за несколько праздничных дней во время Пасхи американцы потратили около 14 миллиардов долларов, то есть в среднем каждый человек за несколько праздничных дней вложил в экономику 131 доллар 4 цента, заплатив за праздничную еду, игрушки, украшения, одежду и т.д..
Экономист Хезер Бушей, старший научный сотрудник в Центре американского прогресса, считает, что эти траты, как и другие показатели говорят о начале экономического оздоровления в стране.

Хезер Бушей: Понятно, что экономика, при которой безработица неприемлемо высокая – в марте это было 8.8 %, - переживает трудности. Тем не менее, в последнее время заметно определенное, пусть и небольшое, но оживление. Это дает возможность людям чувствовать себя увереннее и позволять себе дополнительные траты. Более того, часть американцев, пусть, опять же, не так много, как хотелось бы, возвращаются на работу. Все это повышает покупательную способность потребителя. Но у нас еще впереди достаточно длинный путь, пока мы достигнем той экономической ситуации, которая была до рецессии.

Эмма Тополь: В последнем отчете министерства торговли Соединенных Штатов говорится, что в марте заработная плата поднялась на 0.5%, а за год, с марта 2010-го примерно на 5%. Американцы стали смелее тратить деньги, за март покупательная способность в стране повысилась на 0.6%. Коллега Хезер Бушей, Дэвид Джон, старший научный сотрудник в Фонде Наследие по своему объясняет повышение активности американцев в магазинах.

Дэвид Джон: Одна из причин незначительного подъема покупательной способности американцев, отмеченного в прошлом месяце, - в том, что выросли цены на бензин и продукты питания. Помимо этого мы наблюдаем изменение в настроениях американцев – они начинают себя чувствовать чуть увереннее. То есть, несмотря на рост цен, потребитель уже не так как раньше из-за страха перед неопределенностью судорожно держится за деньги, а все-таки решается делать покупки. Но нет уверенности, что это продлится. Показатели одного или даже двух месяцев недостаточны, нужно наблюдать за ситуацией несколько месяцев подряд, чтобы увидеть, насколько тенденция устойчива. Но пока ситуация улучшается.

Эмма Тополь: Хезер Бушей, в свою очередь, утверждает, что рост цен на продукты питания и особенно на бензин, - явление временное и в последующие месяцы цену начнут снижаться. В марте стоимость товаров, исключая бензин и продукты питания, поднялась на 0.1%, в то время как в марте прошлого года это было 0.9%. Тем не менее, специалисты уверены, что избежать инфляцию вряд ли удастся.

Хезер Бушей: Здесь важно понимать еще несколько вещей. Прежде всего, в Соединенных Штатах самые большие траты в любом семейном бюджете – это жилье. Сейчас мы наблюдаем, как искусственно вздутый пузырь цен на недвижимость лопнул, в результате чего стоимость домов резко упала и, возможно, будет еще снижаться, в зависимости от районов. А цены на бензин повысились почти вдвое, то есть в среднем вместо 30 долларов за одну заправку бака, водитель платит 50. Подорожали так же продукты питания. Но за последние несколько десятилетий – это все НЕ самые дорогостоящие статьи расходов населения. Так что если говорить об инфляции, то надо внимательно следить за тем, как будут меняться цены на жилье, бензин и питание, то есть наблюдать за значительными тратами американцев.

Эмма Тополь: Научный сотрудник Фонда Наследие Дэвид Джон настроен пессимистичнее в отношении инфляции.

Дэвид Джон: Мы ожидаем, что инфляция ударит в довольно скором будущем. Сейчас мы видим резкий подъем цен в энергетической сфере и в некоторых отраслях пищевой промышленности. Но основные изменения произойдут позже, скорее всего в летние месяцы. Пока потребитель еще не очень ощущает на себе, что происходит, но это изменится, когда продукты питания будут развозиться по стране, а цена на бензин будет еще больше повышаться, вот тогда это станет ощутимо для всех.

Эмма Тополь: Тем не менее, уверенность потребителя уже настолько укрепилась, что американцы решаются уже тратить не только на то, что жизненно необходимо, а и на вещи, которые им в общем-то не очень нужны. Как показывают последние данные министерства торговли, за 2010-й год на вещи второстепенной важности было потрачено 1.2 триллиона долларов. Сюда входят яхты, драгоценные украшения, выпивка, сладости, азартные игры, то есть все то, без чего вполне можно обойтись, особенно в тяжелые времена рецессии. Эти расходы потребителя составляют 11.2% от общей суммы трат американцев. 10 лет назад это было 9.3%, а в 1959 году всего 4%. Только за февраль траты на необязательные товары повысились на 3.3% по сравнению с прошлым годом, в то время как на такие необходимые вещи, как оплата жилья, продукты питания и медицину поднялись на 2.4%.
Экономист Хезер Бушей продолжает:

Хезер Бушей: В Соединенных Штатах довольно трудно определить, что американцам очень нужно, а что не очень. Разным людям нужно разное. Скажем, для представителей среднего класса очень важно, чтобы их дети получили образование. Насколько это необходимая статья расхода? Кому-то покажется, не очень. А для кого-то это жизненно важно. Или медицинское страхование, стоимость которого постоянно растет, и многие семьи просто не могут себе позволить его иметь. Так что возможно, кто-то и тратит на вещи, которые другим кажутся ненужными, тем не менее, на основные вещи цены растут и иногда недоступны для многих семей.

Эмма Тополь: Но при этом экономист Хезер Бушей указывает на один существенный недостаток экономики, когда основное - это покупательная способность потребителя.

Хезер Бушей: С середины 20 века в США мы наблюдали, что экономика все больше зависела от потребления, а не от инвестиций. Скажем в 60-е годы 60%, американской экономики держалось на покупательной способности потребителя, теперь это уже 70%. Трудно сказать, какой здесь процент от вещей, которые не очень нужны американцам, но это ясно указывает на то, что наше общество больше потребляет, чем инвестирует в производство. А известно, что именно инвестиции являются основным показателем экономического роста.

Эмма Тополь: Трудно не согласиться с тем, что у каждого свое понимание, какие вещи важны, а какие нет. Тем не менее, при исследовании министерства торговли учитывался некий средний показатель, при котором не брались во внимание расходы, скажем, на более скоростные автомобили или увеличение жилплощади. В исследовании говорится также, что людей, которые тратят деньги на предметы роскоши, как ни странно, инфляция почти не касается. Опять же в феврале этого года, согласно данным министерства торговли, цены на ненужные товары поднялись по сравнению с прошлым годом на 0.2%. По контрасту – цены на товары и продукты питания повысились в среднем на 1.6%, а по сравнению с 1959 годом – на 520%. Эти данные наталкивают ученых на разные размышления. Кто-то говорит о том, что это все служит убедительным доказательством преимущества капитализма, при котором уровень жизни постоянно повышается. Другие обращают внимание на то, что американцы, при своей любви к роскошным и часто ненужным вещам, могут производить эти товары в таком количестве, что даже глубокая рецессия не останавливает от приобретения их.
Экономист Дэвид Джон:

Дэвид Джон: Все связано с ростом уверенности потребителя. Если мы вернемся на пару лет к периоду до рецессии, в 2008 году траты на так называемые ненужные товары были огромными. Но все прекратилось, когда американцы занервничали и стали копить наличные деньги на случай потери работы, и ожидая, что экономика двинется в еще более глубокую рецессию. А сейчас мы видим признаки медленного, будем надеяться, восстановления. Со временем, если этот процесс оздоровления продолжится, начнется дополнительный рост покупательной способности, в том числе и не очень нужных предметов. Но опять же, причина этому исключительно в росте уверенности потребителя.

Эмма Тополь: Американская экономика завершила 2010 год на позитивной ноте, превысив прогнозы аналитиков. Рост внутреннего производства за последний квартал уже 2011 года был выше на 3.1 процента, чем за такой же период в прошлом году. К слову сказать, министерство торговли предсказывало, что это будет 2.8%. При этом покупательная способность повысились на 4 %. Это самый высокий показатель с 2006 года.
Специалисты говорят, что более высокий рост потребления невозможно ожидать в ситуации, когда цены на продукты питания и бензин поднимаются. Но при этом экономист из Фонда Наследие Дэвид Джон призывает к осторожности в выводах о будущем развитии экономики Соединенных Штатов.

Дэвид Джон: Надо еще пару месяцев понаблюдать, как будет развиваться ситуация. С одной стороны, уверенность среди потребителя может продолжать расти, с другой – если повышение цен на бензин и продукты питания не остановится, а правительство не придет к консенсусу в отношении бюджетного дефицита – все это начнет разрушать уверенность американцев в экономической стабильности в будущем. А это приведет к тому, что оздоровление застопорится. То есть ситуация как бы обнадеживающая, но при этом очень деликатная. А если экономика забуксует, то потребитель снова начнет беспокоиться о своем будущем. Это значит, что он будет гораздо меньше покупать, особенно не очень нужные вещи.