10 дней, которые в США

1.
Где-то в январе, в студёную зимнюю пору, насмотревшись на постновогодние сугробы, я подал заявку на поездку в Соединенные Штаты в составе группы выпускников МШПИ. Постарался всё правильно заполнить и стал ждать, как обычно, не особо веря, что поездка получится. Точнее был разрываем двумя чувствами. Америку посмотреть хотелось, но уж так боялся проблем, связанных с моим перемещением, что если бы в визе отказали, то огорчение утонуло бы во вздохе облегчения. Увы. Зачислили и передали в надежные руки. Посему в последних числах апреля я сел в машину и выдвинулся. Три дня дороги Новосибирск-Москва в этот раз ничем не запомнились. Всё как обычно и утомительно. По приезду посольство, инструктаж, машину на парковку в Домодедово, 10 часов перелета.

Тут я, пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность. Практически всем, кто занимался нашей поездкой в Америку. Кто встречал в Москве, рассказывал, что такое и зачем есть программа «Открытый мир», кто инструктировал и организовывал, ходил в посольство, кто принимал в Штатах, возил и показывал, носился с нами как с родными, обеспечивал едой, постелью, развлечениями и переводом с местного на родной. У членов делегации особых проблем не возникало. В основном они касались сна и свободного времени. Почти все пожелания исполнялись. Скорее это мы создавали проблемы организаторам и нашим сопровождающим. Справедливости ради признаю, решались они так, что мы этого практически не ощущали. А это само по себе свидетельствует.

Что ещё. Стоило мне обмолвиться, что хоть вместе со всеми на автобусе, оборудованном специальным подъемником для колясок удобно, прикольно и впервые, но на машине привычнее, и немедленно машина нашлась. Один из наших кураторов Расс неделю возил меня на своем «фольксвагене» по Сент-Луису и окрестностям. Совместные поездки и вечерние разговоры под пиво способствовали дружбе между народами. Вначале нам требовался переводчик. Но с каждым днём и выпитым стаканом всё реже. Уже на барбекю в пятницу казалось, что душка Джерол поёт «Yesterday» на таки вполне нашем.

Постепенно Америка становилась привычней и понятней. Потому что рассказы рассказами, инструкции инструкциями, а обычных прогулок по улицам и посиделок в кафе ничего не заменит. Я ожидал встретить максимальную приспособленность к моим условиям передвижения и не ошибся. В отелях и учреждениях везде наблюдались пандусы и лифты, входные двери открывались нажатием кнопки, а все перекрестки имели съезды для колясок. Поэтому я чувствовал себя вполне самостоятельным и независимым и соглашался на помощь только, когда ленился крутить колеса. То есть довольно часто.

Познавая, мы не ленились, и заглянули в не самые престижные районы. Очень похоже на частный сектор Новосибирска и старый двухэтажный заводской жилой фонд. Правда, сами улицы светлее, чище, и благоустроеннее. Обитает там темнокожее население и посматривает на белых как на чужаков. Проблем не создавали, но не сказать, что уютно.

2.
Отчего-то у меня сложилось убеждение, что мы ездили в Вашингтон и особенно в Сент-Луис с целью проинспектировать и сделать оргвыводы по итогам. Это чувство возникло еще, когда заслушивали лоббистов из конгресса. А уж по приезде в Сент-Луис, когда перед нами отчитывались и отчитывались, муниципалитеты и общественные организации, управляющие и бухгалтеры, строители и садовники, пожарники и полиция, я утвердился в мысли, что Том и Терри просто забыли всех предупредить и нас перепутали с ревизорами.

Нельзя сказать, что вся полученная информация была полезна. Так же как и переданная по обмену опытом в процессе бесед и обсуждений. Разность менталитетов и общественного устройства просто не позволяла понять или объяснить некоторые вещи. Признаюсь, порой ёрничал в вопросах, но чаще искренне желал получить ответ. Например, вопрос о работе с неформальными общественными объединениями вызвал замешательство у специально обученной дамы по работе с общественными организациями Сент-Луиса. То есть как это неформальные? Что это? Или они есть как общественная организация, или их нет. Если есть, пусть приходят, мы посмотрим, как их использовать. Разве бывает по-другому? После рассказа об американском федерализме я не мог не спросить, где теоретически пределы федерализма. Могут ли штаты в порядке борьбы с госдолгом обанкротить или распустить нынешнее ООО «США» и создать новое ООО с похожим названием, но без долгов? Как бы с чистого листа. Докладчик не смог понять, что конкретно я имею в виду.

Тем не менее, исподволь нам удалось узнать, как живет эта страна, почему именно так и что для этого делает. Некоторые сведения заинтересовали настолько, что захотелось их немедленно применить на родной почве. Например, построить такие же дороги, устроить такие же парки и музеи, учредить службу борьбы с комарами и обустроить всю городскую среду обитания под разнообразные ограниченные возможности некоторой части населения. В этой связи лично меня сильно впечатлило посещение дома задуманного и построенного для жильцов с разным уровнем здоровья вполне коммерческой строительной организацией при поддержке государства. Пусть в этих словах прозвучит привет и благодарность лучшей в мире Джулии в том числе за возможность лично и обстоятельно побеседовать с Колин Старклофф, пробившей и реализовавшей этот проект.

У нас был напряженный график. За десять дней мы посетили столько мест, провели столько встреч, что в обычном ритме на это потребовался бы год. Некоторые учреждения едва ли были доступны даже местным жителям. Нам показывали, рассказывали, ждали вопросов, отвечали, как могли. Правда, государственных тайн не разглашали и в секретные комнаты не пускали. Может, поэтому именно доступностью разнообразных знаний Библиотека Конгресса произвела на меня более сильное впечатление, чем Белый Дом, в служебных помещениях которого, что называется, простенько, но чисто.

А если серьезно, то отдельно и особенно хотелось бы отметить главную тему поездки. Очень важно, когда госслужащие именно служат обществу и отчитываются. Когда общественные и личные инициативы, направленные на благополучие и объединение общества, получают хорошую поддержку на государственном уровне. Это фактор более всего мотивирует граждан считать органы власти полезными и платить налоги в уверенности, что идут они на благо самих же граждан. Что крайне важно для успеха любого безнадежного дела. Будь то капремонт и благоустройство в бедном районе Сент-Луиса, населенном черными американцами, с тем, чтобы повысить престижность и привлечь туда белое население для преодоления такого явного вблизи раздельного существования рас или нелегкий труд вашингтонских лоббистов по привлечению инвестиций в регионы, строительство доступного жилья или женские движения. Межрасовые отношения сложная штука, с долгой исторической памятью, но когда среда обитания меняется, она меняет и ощущения от жизни и образ мыслей. На позитивный.

3.
Что поразило особенно. Законопослушность. То есть американцы, конечно, тоже люди и любят пошалить, но в сравнении с нами они ходят по струнке. А в части налогов так особенно. Соединенные Штаты возникли вследствие нежелания платить налоги английской короне. Были символом полной свободы. Теперь у них весьма серьезные налоги и очень строго с соблюдением закона. Сто долларов за непристегнутый ремень в машине. Естественно, что когда мы пошли знакомиться с полицейскими, я попытался узнать, что будет, если проеду на красный по встречке, превышу скорость и не пристегну ремень. Я понимаю, что штраф. А если договориться? После переговоров сошлись на том, что меня таки оштрафуют, но если сделаю всё это одновременно. Осталось проверить.

Вообще безопасность в Штатах это святое. Но не без странностей. Строжайшая проверка в аэропортах, досмотр при входе в музеи. При этом в Сент-Луисе оружие продается в обычном супермаркете. Всякие там ружья и пистолеты вместе с футболками и печеньем. Заплатил, положил в тележку, и спокойно вези вместе с прочим барахлом на стоянку к машине. А ведь у пистолетов только одно назначение. Убивать. И даже не дичь на охоте. Правда, Расс сказал, что они добиваются запрета продавать оружие в супермаркетах.

Что хотелось бы отметить. Ничего фантастического. Нормальная страна. Успехи пополам с проблемами. Все достижения как следствие упорной и многолетней работы. Понятно, что увидели и узнали мы чуть-чуть. И многое ещё не увидели, не узнали и не поняли. Но это, бог даст, на другой случай. А пока… Чуден город Вашингтон при тихой погоде. Поздним весенним вечером. Где-нибудь в районе Дюпон Сёкл. Хороши кафе в Клейтоне, Сент-Луис. Как хорошо там гулялось и сиделось под весёлые и умные речи. И хотелось приехать сюда на подольше. И ещё к концу поездки мне всё больше хотелось домой.