Ирина Лагунина: В один из вечеров, проведённых недавно в Сочи, премьер-министр России Владимир Путин встретился на морском берегу с бойцами олимпийского студенческого стройотряда. В ходе непринуждённого разговора перед объективами телекамер премьер-министр сказал, что существуют скептики, которые критикуют проведение в России крупных спортивных мероприятий. Наш корреспондент Олег Кусов попросил высказаться по этому поводу тех, кто регулярно открыто выступает против нарушений в ходе олимпийского строительства – считают ли они себя скептиками?
Олег Кусов: Жителям Сочи не обязательно смотреть телевизор, слушать радио или читать газеты, чтобы знать о приезде первых лиц российского государства. Сочинцы узнают это по перекрытым дорогам, ведущим в аэропорт, автомобильным пробкам и резко активизирующимся полицейским. Вот и на этот раз жители Нижнеимеретинской бухты узнали ещё утром 6 июня о предстоящем вечером того же дня визите Владимира Путина. Глава территориального общественного самоуправления «Псоу» Наталья Калиновская рано утром пришла на нижнеимеретинский пляж, где застала такую картину.
Наталья Калиновская: Там был установлен белый шатер, вокруг милиция, человек 100-150. Вывозились палатки, которые идут к набережной, торговые. Забетонировали за два дня до этого все дыры. Спасибо товарищу Путину, хоть у нас дороги отремонтировали. Дай бог здоровья, пусть чаще приезжает. Нарисовали везде разметки, которых не было. Убрали, чистили два дня, гастарбайтеры ходили, чистоту, порядок навели – вот это было приятно. Было неприятно, что разгоняли отдыхающих вместе с детьми, не пускали на море. Для кого устраивали этот праздник и показуху – тоже непонятно. Мы знали, что привезли 70 человек в автобусе каких-то, что якобы это студенты, которые выиграли тендер для бесплатного строительства олимпийских объектов. Видели, что с моря выходили аквалангисты, щупали все. Летал вертолет военный над нами. Ни одного местного, как обычно, туда не пустили.
Олег Кусов: Наталья Калиновская – одна из тех местных жителей, кто не боится открыто выступать с критикой методов подготовки к Сочинским олимпийским играм. Она не раз организовывала митинга протеста, активно участвовала в протестных акциях своих единомышленников. Наталья Калиновская подчёркивает, что она не противница Олимпиады, но не намерена смириться с многочисленными нарушениями, а точнее преступлениями против её города, которые сопровождают подготовку к Олимпиаде. Придя на нижнеимеретинский пляж ранним утром 6 мая, она ещё не подозревала, что вечером того же дня премьер-министр Владимир Путин заговорит в том числе и о ней. Несогласных с властями в отношении Сочинской Олимпиады премьер-министр, сидя перед телекамерами главных российских каналов, назвал скептиками.
Владимир Путин: Скептики, конечно, есть. Они разного рода, скептики, есть записные – и при царе Горохе плохо, и при Николае Кровавом плохо, и при красных плохо, и при белых плохо. В принципе такие люди тоже нужны, потому что они не дают властям заснуть, все время взбадривают. Есть системная оппозиция так называемая, которая говорят, что да, это нужно сделать, но мы сделали бы лучше, если бы мы были у власти. Тоже, естественно, нормально. Есть люди, которых действительно задевает реализация этих проектов.
Олег Кусов: Наталья Калиновская, как и многие другие жители Нижнеимеретинской бухты, пострадала от подготовки к сочинской Олимпиаде. Но скептиком себя не считает.
Наталья Калиновская: Я не скептик. Я очень люблю свою страну, мне жалко наблюдать, как издеваются над природой и глумятся над нашим местным народом. У нас по сей день четвертый год не обнародован план детальной планировки Имеретинской низменности. Нас мэр города заставляет красить крыши, а губернатор Краснодарского края ежедневно выпускает и подписывает своей рукой распоряжения об изъятии земельных участков и уже под местным населением. Если вы построили объекты, если они у вас уже запущены, почему вы не обнародуете план? Мы до сих пор не знаем, снесут нас или нет. Об этом каждый месяц, и я, и не только я, возим письма в приемную президента в Москву. Ответы спускаются на тот же Краснодар и на нашу прокуратуру и следственный комитет, которые присылают нам ответы, что мы не контролируем строительство олимпийских объектов. Так вот, кто их контролирует? Никто. Я как местный житель вижу – да, строят, машины ездят. Огромный строят центр, для чего – непонятно. Бетон, железо, монолит. На памятниках природы бывших. Хорошо, почему это нельзя было сделать легкой конструкции – это было бы дешевле. Продолжают изымать участки. Мы на эту тему хотим сказать: если вы строите свои стадионы, оставьте людей в покое. Вы знаете, сейчас уже раздают кадастры на пляжах. Мы подняли этот вопрос – федеральные земли, пляж, места общего пользования, кто имеет право выделять кадастры и раздавать в частную собственность? И причем тут скептики? Речь идет о разворовывании государственного добра, издевательстве над природой и местным населением.
Олег Кусов: Премьер-министр не стал уточнять, кого же именно он считает скептиком, но член Совета Экологической вахты по Северному Кавказу и житель Сочи Дмитрий Копцов понимает, что Владимир Путин не в последнюю очередь имел в виду экологов.
Дмитрий Копцов: Наверное, речь идет, в частности, еще и об экологах, которые в свое время проводили очень много конструктивной критики в адрес таких спортивных мероприятий, как Олимпийские игры в Сочи. Но речь шла не столько о критике игр как таковых, сколько о критике тех методов, способов, которыми достигается подготовка к этим олимпийским играм. Экологические организации, их не волнует, какие мероприятия будут проводиться, нас скорее всего волновало то, чтобы соблюдалось российское природоохранное законодательство. В свое время мы отмечали и до сих пор отмечаем очень много нарушений, связанных с этим.
Олег Кусов: Его коллега Сурен Газарян согласен с премьер-министром в том, что он скептик.
Сурен Газарян: Да, я скептик. Я не только скептик, я противник олимпиады изначально был. Теперь я уже скептик, потому что противиться в принципе бессмысленно. Я только мог предвидеть, чем это кончится, но, конечно, не ожидал, что это будет так ужасно. То, что происходит в Сочи с природой – это трудно представить было тогда, на том этапе. Жемчужина нашей российской природы – долина Мзымта, Сочинский национальный парк, то, во что все там превратилось, все залито бетоном, реки изгажены, леса вырублены. Больно смотреть сейчас. Ничего кроме скепсиса это и тогда не вызывало, а сейчас тем более не вызывает. Чем меньше у них времени, тем меньше они внимания обращают на природу, на то, чтобы ее сохранить. Раньше они делали хоть какие-то попытки, а сейчас уже действуют нагло и цинично.
Олег Кусов: Экологи утверждают, что многие уникальные объекты на территории Сочинского национального парка утеряны навсегда. Дмитрий Копцов говорит о наиболее крупной реке Национального парка Мзымте уже в прошедшем времени.
Дмитрий Копцов: Строительство совмещенной дороги Адлер – Красная поляна, которая строится вдоль протяженности реки Мзымта, то есть по самой реке, обилие крупных объектов строительства, которые нанесли ущерб ряду регионов. Практически река уничтожена. Крупная строительная площадка как на самой реке, так и на ее берегу протяженностью больше, чем 50 километров. Эта река является одной из главных рек для города.
Олег Кусов: Экологи неоднократно пытались убедить власти отказаться от уничтожения долины реки Мзымты, предлагали менее разрушительные проекты, но разговаривать с ними не хотели. Член Совета Экологической вахты по Северному Кавказу Сурен Газарян считает, что варварское уничтожение природы в ходе олимпийского строительства в ближайшем будущем осложнит жизнь всех сочинцев.
Сурен Газарян: Мзымта потеряна, ее невозможно восстановить. Там просто настолько масштабные нарушения, и это было очевидно сразу, что это будет. Можно это было сделать мягче, более щадящим способом. Был выбран самый разрушительный путь для природы. Даже то место, которое сейчас показывали, где Путин говорил, к олимпийским играм уже не будет этого пляжа, на его месте бетонная набережная должна быть построена. То, что сейчас они говорят – это просто цинизм и лицемерие. Можно говорить, что есть три вида скептиков, но я пока не видел ни одного человека в Сочи, которому бы олимпийские игры принесли радость, был бы доволен.
Олег Кусов: Всё это заставляет скептиков (по выражению Владимира Путина) и дальше посильно противодействовать нынешним методам подготовки к Олимпиаде. Почти месяц прошёл с того дня, когда в Сочи торжественно открыли Олимпийские часы – за 1000 дней до их начала - с обратным отчётом времени. Сочинские скептики грустно шутят, что эти часы начали отчитывать время существования их города, того, что они знали и любили.
Олег Кусов: Жителям Сочи не обязательно смотреть телевизор, слушать радио или читать газеты, чтобы знать о приезде первых лиц российского государства. Сочинцы узнают это по перекрытым дорогам, ведущим в аэропорт, автомобильным пробкам и резко активизирующимся полицейским. Вот и на этот раз жители Нижнеимеретинской бухты узнали ещё утром 6 июня о предстоящем вечером того же дня визите Владимира Путина. Глава территориального общественного самоуправления «Псоу» Наталья Калиновская рано утром пришла на нижнеимеретинский пляж, где застала такую картину.
Наталья Калиновская: Там был установлен белый шатер, вокруг милиция, человек 100-150. Вывозились палатки, которые идут к набережной, торговые. Забетонировали за два дня до этого все дыры. Спасибо товарищу Путину, хоть у нас дороги отремонтировали. Дай бог здоровья, пусть чаще приезжает. Нарисовали везде разметки, которых не было. Убрали, чистили два дня, гастарбайтеры ходили, чистоту, порядок навели – вот это было приятно. Было неприятно, что разгоняли отдыхающих вместе с детьми, не пускали на море. Для кого устраивали этот праздник и показуху – тоже непонятно. Мы знали, что привезли 70 человек в автобусе каких-то, что якобы это студенты, которые выиграли тендер для бесплатного строительства олимпийских объектов. Видели, что с моря выходили аквалангисты, щупали все. Летал вертолет военный над нами. Ни одного местного, как обычно, туда не пустили.
Олег Кусов: Наталья Калиновская – одна из тех местных жителей, кто не боится открыто выступать с критикой методов подготовки к Сочинским олимпийским играм. Она не раз организовывала митинга протеста, активно участвовала в протестных акциях своих единомышленников. Наталья Калиновская подчёркивает, что она не противница Олимпиады, но не намерена смириться с многочисленными нарушениями, а точнее преступлениями против её города, которые сопровождают подготовку к Олимпиаде. Придя на нижнеимеретинский пляж ранним утром 6 мая, она ещё не подозревала, что вечером того же дня премьер-министр Владимир Путин заговорит в том числе и о ней. Несогласных с властями в отношении Сочинской Олимпиады премьер-министр, сидя перед телекамерами главных российских каналов, назвал скептиками.
Владимир Путин: Скептики, конечно, есть. Они разного рода, скептики, есть записные – и при царе Горохе плохо, и при Николае Кровавом плохо, и при красных плохо, и при белых плохо. В принципе такие люди тоже нужны, потому что они не дают властям заснуть, все время взбадривают. Есть системная оппозиция так называемая, которая говорят, что да, это нужно сделать, но мы сделали бы лучше, если бы мы были у власти. Тоже, естественно, нормально. Есть люди, которых действительно задевает реализация этих проектов.
Олег Кусов: Наталья Калиновская, как и многие другие жители Нижнеимеретинской бухты, пострадала от подготовки к сочинской Олимпиаде. Но скептиком себя не считает.
Наталья Калиновская: Я не скептик. Я очень люблю свою страну, мне жалко наблюдать, как издеваются над природой и глумятся над нашим местным народом. У нас по сей день четвертый год не обнародован план детальной планировки Имеретинской низменности. Нас мэр города заставляет красить крыши, а губернатор Краснодарского края ежедневно выпускает и подписывает своей рукой распоряжения об изъятии земельных участков и уже под местным населением. Если вы построили объекты, если они у вас уже запущены, почему вы не обнародуете план? Мы до сих пор не знаем, снесут нас или нет. Об этом каждый месяц, и я, и не только я, возим письма в приемную президента в Москву. Ответы спускаются на тот же Краснодар и на нашу прокуратуру и следственный комитет, которые присылают нам ответы, что мы не контролируем строительство олимпийских объектов. Так вот, кто их контролирует? Никто. Я как местный житель вижу – да, строят, машины ездят. Огромный строят центр, для чего – непонятно. Бетон, железо, монолит. На памятниках природы бывших. Хорошо, почему это нельзя было сделать легкой конструкции – это было бы дешевле. Продолжают изымать участки. Мы на эту тему хотим сказать: если вы строите свои стадионы, оставьте людей в покое. Вы знаете, сейчас уже раздают кадастры на пляжах. Мы подняли этот вопрос – федеральные земли, пляж, места общего пользования, кто имеет право выделять кадастры и раздавать в частную собственность? И причем тут скептики? Речь идет о разворовывании государственного добра, издевательстве над природой и местным населением.
Олег Кусов: Премьер-министр не стал уточнять, кого же именно он считает скептиком, но член Совета Экологической вахты по Северному Кавказу и житель Сочи Дмитрий Копцов понимает, что Владимир Путин не в последнюю очередь имел в виду экологов.
Дмитрий Копцов: Наверное, речь идет, в частности, еще и об экологах, которые в свое время проводили очень много конструктивной критики в адрес таких спортивных мероприятий, как Олимпийские игры в Сочи. Но речь шла не столько о критике игр как таковых, сколько о критике тех методов, способов, которыми достигается подготовка к этим олимпийским играм. Экологические организации, их не волнует, какие мероприятия будут проводиться, нас скорее всего волновало то, чтобы соблюдалось российское природоохранное законодательство. В свое время мы отмечали и до сих пор отмечаем очень много нарушений, связанных с этим.
Олег Кусов: Его коллега Сурен Газарян согласен с премьер-министром в том, что он скептик.
Сурен Газарян: Да, я скептик. Я не только скептик, я противник олимпиады изначально был. Теперь я уже скептик, потому что противиться в принципе бессмысленно. Я только мог предвидеть, чем это кончится, но, конечно, не ожидал, что это будет так ужасно. То, что происходит в Сочи с природой – это трудно представить было тогда, на том этапе. Жемчужина нашей российской природы – долина Мзымта, Сочинский национальный парк, то, во что все там превратилось, все залито бетоном, реки изгажены, леса вырублены. Больно смотреть сейчас. Ничего кроме скепсиса это и тогда не вызывало, а сейчас тем более не вызывает. Чем меньше у них времени, тем меньше они внимания обращают на природу, на то, чтобы ее сохранить. Раньше они делали хоть какие-то попытки, а сейчас уже действуют нагло и цинично.
Олег Кусов: Экологи утверждают, что многие уникальные объекты на территории Сочинского национального парка утеряны навсегда. Дмитрий Копцов говорит о наиболее крупной реке Национального парка Мзымте уже в прошедшем времени.
Дмитрий Копцов: Строительство совмещенной дороги Адлер – Красная поляна, которая строится вдоль протяженности реки Мзымта, то есть по самой реке, обилие крупных объектов строительства, которые нанесли ущерб ряду регионов. Практически река уничтожена. Крупная строительная площадка как на самой реке, так и на ее берегу протяженностью больше, чем 50 километров. Эта река является одной из главных рек для города.
Олег Кусов: Экологи неоднократно пытались убедить власти отказаться от уничтожения долины реки Мзымты, предлагали менее разрушительные проекты, но разговаривать с ними не хотели. Член Совета Экологической вахты по Северному Кавказу Сурен Газарян считает, что варварское уничтожение природы в ходе олимпийского строительства в ближайшем будущем осложнит жизнь всех сочинцев.
Сурен Газарян: Мзымта потеряна, ее невозможно восстановить. Там просто настолько масштабные нарушения, и это было очевидно сразу, что это будет. Можно это было сделать мягче, более щадящим способом. Был выбран самый разрушительный путь для природы. Даже то место, которое сейчас показывали, где Путин говорил, к олимпийским играм уже не будет этого пляжа, на его месте бетонная набережная должна быть построена. То, что сейчас они говорят – это просто цинизм и лицемерие. Можно говорить, что есть три вида скептиков, но я пока не видел ни одного человека в Сочи, которому бы олимпийские игры принесли радость, был бы доволен.
Олег Кусов: Всё это заставляет скептиков (по выражению Владимира Путина) и дальше посильно противодействовать нынешним методам подготовки к Олимпиаде. Почти месяц прошёл с того дня, когда в Сочи торжественно открыли Олимпийские часы – за 1000 дней до их начала - с обратным отчётом времени. Сочинские скептики грустно шутят, что эти часы начали отчитывать время существования их города, того, что они знали и любили.