ДТП на Ленинском: нужно ли защищать мертвых?

ДТП на Ленинском проспекте

Конституционный суд РФ 14 июня рассматривает жалобу на прекращение следствия по делу о громком ДТП на Ленинском проспекте в Москве, которое произошло в феврале 2010 года.

Родственники погибшей Ольги Александриной оспаривают нормы Уголовно-процессуального кодекса, которые касаются запрета на возбуждение или продолжение уголовного дела в случае смерти подозреваемого – они считают, что эти статьи противоречат Конституции, поскольку нарушают принцип презумпции невиновности и право на судебную защиту.

Уголовное дело по факту ДТП на Ленинском проспекте с участием "Мерседеса" вице-президента компании "Лукойл" Анатолия Баркова было прекращено Следственным комитетом МВД РФ в августе 2010 года "в связи со смертью подозреваемой Ольги Александриной". В аварии также погибла ее свекровь, врач Вера Сидельникова. Родные Ольги не верят, что правоохранительные органы старались найти истинного виновника аварии, они просят КС разобраться в этом деле и дать ему правовую оценку.

Лидер московского отделения Федерации автомобилистов России Сергей Канаев приветствует желание родных Ольги Александриной добиться справедливости в расследовании ДТП, но сомневается, что определение КС поможет возобновить закрытое уголовное дело:

– Я считаю, что Конституционный суд вряд ли сможет повлиять на это решение. И чью-то конкретную вину в этом ДТП Конституционный суд определять не будет. Тем не менее, сам факт обращения в КС подразумевает, что следующим шагом будет, наверное, обращение в Европейский суд по правам человека.

– Что вы можете сказать о том, как расследовалось ДТП с участием Ольги Александриной и одного из руководителей "Лукойла" Анатолия Баркова?

– Об этом было сказано уже очень много, в том числе в СМИ. Я могу только сказать, что 72% пользователей Интернета не согласились с тем, что вина Ольги Александриной доказана, что господин Барков невиновен. Это факт говорит сам за себя.

– ДТП вызвало широкий общественный резонанс. Как вы считаете, что-то изменилось на московских дорогах после этой аварии с участием "Мерседеса" Баркова и "Ситроена" Ольги Александриной? Или все осталось по-прежнему?

– В отношении автомобилей чиновников с "мигалками" ничего не изменилось. Может быть, они стали чуть осторожнее. Зато изменилось отношение людей к таким автомобилям, они стали более активными. Теперь все подобные происшествия снимаются на видеокамеру, выкладываются в интернет. И этот факт не может не радовать, – считает Сергей Канаев.

Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист России Сергей Пашин полагает, что у жалобы родственников Ольги Александриной хорошие перспективы, иначе Конституционный суд не принял бы ее к рассмотрению:

– В позиции заявителей есть свой резон, ибо, прекращая дело со ссылкой на то, что дальнейшее разбирательство не может закончиться реабилитацией, следствие делает явно преждевременный вывод. Необходимо исследовать доказательства в открытом, гласном состязательном процессе. И КС может принять решение именно в этом направлении.

– Вы юрист с очень большим стажем. Часто ли вам приходилось рассматривать дела, связанные с ДТП, в котором один из участников погибал - и его автоматически обвиняли в том, что именно он виновен в этом ДТП?

– Я был судьей Мосгорсуда, а дела, связанные с ДТП, ведут суды районные. Так что я таких дел практически не рассматривал. Но вот дела в отношении людей, которые скончались, не дождавшись приговора, мне рассматривать доводилось. И всегда прежде, чем прекратить уголовное дело за смертью, выслушивал свидетельские показания, исследовал материалы, оглашал заключение экспертов. Мне кажется, что в этом случае нельзя прекратить дело без надлежащей правовой процедуры, – заключил Сергей Пашин.

Определение по жалобе родственников Ольги Александриной Конституционный суд вынесет в ближайшее время. Между тем, выступивший на заседании полномочный представитель президента России в КС Михаил Кротов считает, что в реабилитации Ольги Александриной нет необходимости, поскольку ей официально не было предъявлено обвинение по уголовному делу.