Ислам - религия свободолюбивых людей (Казань)




Каждый седьмой россиянин является мусульманином. В этой религии, как, впрочем, и во многих других, существуют свои направления и течения. И это не только разделение на суннитов и шиитов. Ислам Кавказа сильно отличается от ислама казанских татар. Среди мусульман Поволжья и Урала распространено такое течение как джадидизм. Говорит преподаватель Российского исламского Университета Данис Гараев.

Данис Гараев: «Изначально это образовательная реформа была. То есть изменения именно в образовательном процессе».

Олег Павлов: Джадидизм возник в XIX веке и распространился среди казанских и крымских татар и башкир. "Усул джадид" – в переводе с арабского означает «новый метод». Связано это именно с реформой образования в исламе. До тех пор обучение в медресе было схоластическим и сводилась к простой зубрежке сур Корана. Основателем движения называют крупного общественного и политического деятеля мусульманских народов России Исмаила Гаспринского. Данис Гараев, полагает особенно важным, что сторонники джадидизма в образовательные стандарты стали вводить и светские предметы.

Данис Гараев: «Джадидизм – это образ мыслей определенный. Такой достаточно свободный. Ты остаешься мусульманином, ты совершаешь пятикратный намаз, ешь халяльное мясо, у тебя определенные нравственные взгляды. Но при этом ты еще, например, ученый – физик, математик».

Олег Павлов: Римма Гатина своим примером подтверждает слова Даниса Гараева. Она журналист, ведет активный образ жизни - ходит на работу, занимается семьей и домашними делами. Но одевает платок-хиджаб. Она повязала его несколько лет назад и долгое время к этому готовилась. Римма считает, что девушка должна внутренне созреть для такого шага. Надев платок, мусульманская женщина берет на себя все обязательства предписанные ей Кораном. Однако Римма подчеркивает, что такое положение принесло ей и немало преимуществ:

Римма Гатина: « Это дает какие-то облегчения человеку, какие-то плюсы есть. Когда ходишь по улице, то уже мужчины не станут навязываться, будут вести себя более, относятся с большим уважением. Я это на себе почувствовала. Даже среди знакомых на меня стали смотреть по-другому – когда я в платке была и когда не в платке».

Олег Павлов: Если прочитать Коран, то там невозможно найти ничего, что давало бы основание причислять ислам к агрессивной культуре. Ему также близки идеи сострадания, проповедуются общечеловеческие ценности. Агрессия и нетерпимость свойственны радикальным религиозным течениям, и не только исламским, их создают отдельные толкователи. Сторонники джадидизма как раз и проповедовали развитие духовное, призывали идти в ногу со временем. Данис Гаравев полагает, что основной причиной появления джадидизма является конкуренция:

Данис Гараев: «Как крымские татары, так и казанские татары, мы жили и живем на стыке. А когда люди живут на стыке цивилизаций – необходимо быть конкурентоспособными. Соседство, даже не просто с русскими и христианами, просто соседство с так называемыми «другими» - просто другой культурой, оно всегда стимулирует стать лучше. Потому что не хочется быть хуже».

Олег Павлов: Так получилось, что на данном историческом этапе европейская цивилизация оказалась в авангарде прогресса. Поэтому является естественным, что сторонники джадидизма в своей обновленческой деятельности ориентировались на ее достижения. Джадидизм – это не желание отобрать у кого-то что-то, а желание сделать не хуже! Работу над самим собой и называют секретом татарского менталитета. Это, по мнению Даниса Гараева, объясняет и причину, почему джадидизм возник именно в их среде.

Данис Гараев: «Проблема в том, что все это закончилось в 1917 году. Эта волна, которая началась до революции – она прервалась. Пробле в том, что еще не появились эти физики, математики и прочие, которые учились в джадидистских медресе».
Олег Павлов: Сейчас многие вспоминают, что у народа была своя культура, своя религия. И этот слой обеспокоенных людей все более возрастает. Причем и среди русских и среди татар. Однако среди татар этот процесс чуть быстрее происходит. И вот, говорит преподаватель Российского исламского университета Данис Гараев, снова татарская культура, татарская традиция находятся перед вызовом.

Данис Гараев: «И если до революции этот удар был с Запада, то теперь его приходится держать еще и с Востока. И снова перед татарской культурой стоит вызов, снова конкуренция. То есть нам снова нужно мобилизовать силы для того, чтобы дать достойный ответ».

Олег Павлов: На мусульманском Востоке тоже идет своя глобализация, только ваххабитская. Мусульманам Поволжья и Урала снова приходится мобилизовывать силы, чтобы дать свой интеллектуальный ответ, как это было более века назад. Запретительные меры не действуют. Поэтому естественным становится обращение к идеям джадидизма. Ислам мирный, прогрессивный и образованный, как альтернатива религиозному фанатизму, фундаментализму и агрессии. Поэтому девушка в платке-хиджабе в Казани никого не пугает – все знают, это идет не какая-то забитая мужем домохозяйка или террористка-смертница, а, возможно, крупный ученый, успешный журналист или просто хороший человек.