Слепой тест: на вопросы журнала «Даунбит» и устроителей барселонского фестиваля отвечает кубинский пианист Хесус Дионисио Вальдес

ДС:- Хесус Дионисио Вальдес, сценическое имя Чучо Вальдес, кубинский пианист лауреат пяти премий «Grammy», включая премию этого года за лучший си-ди латинского джаза, был подвергнут журналом «Downbeat» слепому тесту во время прошлогоднего фестиваля в Барселоне. Июньский номер журнала традиционно печатает этот, изобретенный Леонардом Фезером, Blindfold Test. Но прежде, чем вы услышите самого Вальдеса, позвольте представиться:
У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Это означает, что вы слушаете еженедельное стопроцентно свингующее «Время Джаза». Вы можете слушать нас без помех, без писка и треска с сайта радиостанции svobodanews.ru.

1. Chucho Valdes - To Bud Powell – 10:45 (Chucho Valdes - Live at the Village Vanguard – Blue Note)

ДС: - «To Bud Powell», «Посвящается Баду Пауэлу» - композиция Хесуса Дионисио Вальдеса. 9 апреля 99 года, Виллэдж Вангард, Нью-Йорк. Франсиско Рубио Пампин – контрабас; Поль Пиньеда Роке и Роберто Вициано Гийо – барабаны и перкашн. Чучо Вальдес – рояль.
В слепом тесте «Downbeat’a» было шесть вопросов о шести записях. Отгадать нужно главное - кто играет?
Вот четвертая пьеска, поставленная для Чучо. Итак, кто же играет?

2. Jelly Roll Morton - Shreveport Stomp 4:43 (The Greatest Ragtime Of The Century - BIOGRAPH RECORDS)

ДС: - Размышления Чучо Вальдеса:
«Да…, это непростая загадка. Фэтс Уоллер играл весьма похоже. Мне приходят на ум так же Уилли «The Lion» Смис и Ёрл «Fatha» Хайнс. И это не все, я так же думаю об Арте Тейтуме, но это не он. Если же это Джон Пи Джонсон, то это очень ранний период его карьеры. Это нелегкая вещичка для исполнения: ни тебе контрабаса, ни ударных! Левая рука должна держать ритм, а правая импровизировать. А ты в полном одиночестве. Ты, короче, плывешь… Честно говоря, я не знаю, кто это.
(Кто-то из зала подсказывает: – Джелли Ролл Мортон!)
Вальдес: - Я подумал о Джелли, но сама пьеска как-то с ним не вязалась!
ДС: Итак, это и вправду был Джелли Ролл Мортон со свом танцем, стомпом «Shreveport Stomp», который он сочинил в 1924 году. Я отыскал его на си-ди «Лучшие произведения рэгтайма столетия» - компиляция фирмы «BIOGRAPH RECORDS».
Любопытно, что к каждой новой композиции Чучо Вальдесу подавали и бокал вина. Он должен был отгадать, что это за вино, год, виноград и откуда. Под Мортона ему налили бокал «Моргона» (регион Божоле) 2007 года. Сорт винограда «Гамэ».
Слепые тесты (Blindfold Tests ) Леонард Фезер придумал, когда он работал в журнале «Метроном». Он считал, что слепой тест позволяет услышать честное, без влияния авторитетов, мнение об играемой музыке. Проблема все же заключается в том, что того же Хокинса или Уебстера трудно не узнать. Отсюда и старания организаторов слепых тестов выбирать что-нибудь не типичное для данного джазмена. Двойной тест устроителей барселонского джазового фестиваля и журнала «Downbeat», добавивших к музыке вино, мог усложнить или облегчить ситуацию. Все, конечно, зависило от того, кто дегустировал музыку вместе с вином.
Спасибо за первые предложения создания идеального диска. По зрелому размышлению, я думаю, в него войдет не 8, а 16 композиций, то есть две передачи «Времени Джаза», которые мы и сложим вместе с вами в один прекрасный, видимо, осенний день. Напомню, что подкасты «Времени Джаза» ждут вас на сайте svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш неизменный ДС.

3. Chucho Valdes - La negra Tomasa – 6:27 (Chucho Valdes - Solo Live in New York – Blue Note)

ДС: «La negra Tomasa», «Негритянка Томаса», Алехандро Родригеза. 16 января 98 года, Линкольн Центр, Нью-Йорк. Сольный концерт Чучо Вальдеса.
«Бароло» – лучшее вино итальянских виноградников. Сорт винограда «неббьоло». Вино смолистого аромата, чуть-чуть, как говорят «виноградари в повязках марлевых» (Мандельштам) «дает в розу». В продажу идет (это вам не Франция!) лишь после пяти-шести лет, то есть с подстраховкой!. Вальдесу налили бокал «бароло» - «Соттимано» 2005 года и поставили вот эту пьеску:

4. Keith Jarrett Trio - Shaw'nuff – 6:10 (Keith Jarrett - Yesterdays – ECM)

ДС: - «Shaw'nuff» - классика Диззи Гиллеспи и Чарли Паркера. Чудесная загадка для Чучо Вальдеса. Нетипичная для исполнителя вещь! Впрочем, Чучо преодолел эту загадку с помощью бокала «бароло» в несколько секунд:
- Киз всегда умудрялся меня надуть. Сначала я подумал о Баде Пауэле, но один аккорд выдал Киза – я его опознал! Я изучал секреты его метаморфоз гармонии и это мне помогло его тут же вычислить. Он способен играть современные варианты той самой классики. Но все же сначала меня повело на Бада Пауэла. Понравилось ли это мне? Кто-нибудь не любит икру? Для меня Киз – это монстр, чудовище. Он способен на всё…
Добавим все же к Кизу Джарету Гарри Пикока – контрабас и Джака ДеДжонетта – ударные. Это диск 2009 года – «Вчера».
Что касается икры, я помню, как вернулся в раскаленную Москву 68 года, в коммуналку, где жила мать. Она была на юге. Я же, после некоторых прочешских телодвижений, жил подальше от властей, на Псковщине. Денег не было. В комнате матери в холодильнике была банка икры (черный рынок), а в шкафу пачки сладких сухих вафельных галет для приготовления пирожных. Я помню, как давясь, я лопал эту икру на вафлях… Да были и другие времена, уже в Париже, когда кроме икры (помощь друзей из Москвы) дома ничего не было… Две-три столовых ложки без ничего?
Поговорить бы с Чучо где-нибудь на пристани в Астрахани…
На ньюпортском фестивале-2011 (5, 6 и 7 августа) в программе: Уинтон Марсалис с Эсперанцей Сполдинг, Эл Ди Меола, Реджина Картер, Стив Коулмен, Грейс Келли с Филом Удсом, Чарльз Ллойд, Джо Холленбэк, Ури Кэйн, квартет братьев Брубек и Африканское Трио Рэнди Уестона.
На 33-м ежегодном джазовом фестивале в Чикаго, который состоится в первых числах сентября, будут участвовать такие звезды современного джаза, как Рой Харгроув, Кассандра Уилсон, Джо Ловано, Дейв Лайбмэн и Рави Колтрейн.
Вы слушаете июньское «Время Джаза» на ваших транзиторных, ламповых и мобильных, а так же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – Дмитрий Савицкий.
Ну, а в Париже поклонники Ахмада Джамаля раскупают билеты на его юбилейный концерт в концертном зале «Олимпия», который состоится 2 июля. Концерт Джамаля называется «Happy Birthday Night» - Джамалю исполнится 81 год. На сцене «Олимпии» с ним будут: неизменный Джеймс Кэмэк – контрабас; Хёрлин Райли – ударные и Маноло Бадрена – перкашн. Во втором отделении Эсперанца Сполдинг. Цена билетов в партере – 140 евро. Если вас занесет в Париж попутным ветром – это редкая оказия! Ахмад полон энергии, но годы все же неумолимо идут. И не мимо – насквозь.
Если же Париж не в ваших планах, вот вам Ахмад Джамаль (Фредерик Рассел Джонс) в чистом виде:

5. Ahmad Jamal - Topsy Turvy – 9:22 (Ahmad Jamal - After Fajr--- DREYFUS JAZZ)

ДС: - «Topsy Turvy» Ахмада Джамаля. Джеймс Кэмэк, как я и обещал, на контрабасе, а на ударных – Идрис Мухаммад, то бишь Ли Моррис из Нового Орлеана после перехода в 60-м году, как и сам Джамаль, в ислам. Кстати, Идрис в 15 лет успел сыграть с самим Фэтсом Уоллером знаменитый хит "Blueberry Hill".
Тут мы их и оставим, потому что несколько дней назад, особенно в Калифорнии, праздновали юбилей пианиста, который, как и Джамаль, родом из Питсбурга и который, как и Джамаль, мэтр кристально чистых нот. Впрочем, вот вам полуслепой тест, потому что вычислить его не составляет труда:

6. Erroll Garner - It Had to Be You – 3:29 (Erroll Garner - Dancing On The Ceiling – Verve)

ДС: - «It Had to Be You», «Это должно быть ты» Гаса Кана и Исхама Джонса.
Я уверен, что вы угадали! Это Эрролл (два эр и два эл) Гарнер – рояль. Он родился 15 июня 23 года. Эдди Кэлхун – контрабас и Келли Мартин – ударные. Винил «Танцуя на потолке» был записан (вернее собран) из записей 61-65 годов. Вышел он у Нормана Грэнца на «Verve».
Почему Эрролл Гарнер - два эр и два эл? Потому что Эрл Хайнс, к примеру, это тоже самое, что и Каунт Хайнс. То есть Граф Хайнс. Earl – староанглийский титул. Джазмены, которые с такой легкостью присваивали себе титулы графов, герцогов и королей, насколько мне известно, не трогали титулов ни маркизов, ни виконтов. Сословно earl ниже маркиза и выше виконта. Видимо здесь дело вкуса, звучания. Кстати, французское «маркиз» произносится – marquis. Так что в русском языке маркиз на самом деле женского рода – маркиза.
Ну, а имя Эрролла Гарнера это редкий синоним Эрла! Таков небольшой лингвистический экскурс в мир джазовых имен!
Напомню, вы слушаете «Время Джаза» на коротких и средних «Свободы» или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Не пора ли разбавить исключительно пианистическое «Время Джаза» чем-нибудь, во что дуют?

7. Tony Scott & Bill Evans - Lullaby of the leaves – 8:46 (Tony Scott & Bill Evans - Fresh Sound)

ДС: «Lullaby of the leaves», «Колыбельная листьев» Бернес Петкир, которая стала водевильной актрисой в пять лет, но первую свою песню сочинила в тридцать; она прожила 99 лет и в этом году ей исполнилось бы ровно 110!
Но среди музыкантов, исполнивших ее «Колыбельную» - так же юбиляр: это саксофонист и кларнетист Тони Скот. Он родился 17 июня 21 года в Мористауне, Нью-Джерси. С Тони – играли: Джимми Ниппер – тромбон; Билл Эванс – рояль; Милт Хинтон – контрабас и Пол Мотьян – ударные. Запись сделана в Нью-Йорке в ноябре 57 года.
Расстанемся мы на колыбельной со словами – автор слов Джо Янг. Исполняет «Lullaby of the leaves» американская певица Конни Эвингсон. Сэм Милтич аккомпанирует ей на гитаре; Матью Милтич на контрабасе; Сюзан Паскаль – на вибрафоне. Запись 2004 года.
Подкаст последних выпусков «Времени Джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. До следующей недели, всех вам благ, чао, бай-бай!


8. Connie Evingson - Lullaby of the Leaves - 3:56 (Connie Evingson (2004) - Gypsy In My Soul - Minnehaha Music)