Смена вех

Иосиф Кобзон, один из героев проекта "Россия для всех"

Из российских блогов не уходит тема национализма. На сей раз ее обсуждали в связи с открывшейся в Твери выставкой Дмитрия Гутова и Виктора Бондаренко "Россия для всех". Экспозиция состоит из набора табличек, представляющих известных россиян следующим образом: "Гоголь, внук поляка", "Белла Ахмадулина, татарка", "Владимир Высоцкий, еврей по отцу", "А.С. Пушкин, по прадеду арап". Замысел, как говорят соавторы, родился после декабрьских событий на Манежной площади – именно тогда они придумали спятившего националиста, маниакально выясняющего национальную принадлежность окружающих.

Побывавший на открытии блогер honestus понял "информационный посыл" выставки следующим образом:

Россия есть Родина для всех народов, исторически живущих на её территории. И поэтому те имена, начертания которых мы можем видеть на выставке, составляют славу России, неотъемлемую часть её истории. Нельзя говорить о прошлом нашей великой страны, не упоминая Александра Невского, Патриарха Никона, Василия Жуковского, Владимира Даля. И говорить о её настоящем без Патриарха Алексия II, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, Иосифа Кобзона.

Колумниста портала "Соль" Андрея Левкина смутила, собственно, проблема Кобзона – который, кстати, почтил открытие своим присутствием:

Наблюдается диссонанс объяснений Гутова с тем, как именно была презентована акция. Вряд ли И. Кобзон приходил именно на открытие работ как бы сумасшедшего националиста. Да, по его поводу выставка сообщила: "Сын политрука Красной Армии Давида Куновича Кобзона и народного судьи Иды Исаевны, урожденной Шойхет, евреев". Черным и красным на тухленькой охре. Или тут происходила смена кобзоновских вех? В заявленной Гутовым рамке следует понимать так, что на самом-то деле Кобзон вовсе не еврей, а русский. Тогда, значит, Кобзон пришел на открытие, чтобы засвидетельствовать именно это. Но если он все же предпочитает оставаться евреем, то это уже иное видение концепта. Тут о сумасшедшем националисте речи быть не может, напротив — здесь апология вкладу детей разных народов в общую российскую культуру, и авторам проекта следовало уже на открытии выдать ордена Дружбы.

Куратор выставки Марат Гельман этой двойственности не заметил. Он доволен произведенным эффектом:

Очень хороший оказался проект. Даже если взять просто арифметически - сколько раз было написано в эти дни на разный лад "русский - определяется не по крови" - просто восторг.

Зато как следует определять русского, понял после выставки блогер honestus:

Обойдя всю экспозицию, я вышел на крышу Речного вокзала, откуда открывался прекрасный вид на Тверь. На противоположном берегу Тверцы располагается Свято-Екатерининский женский монастырь. Игуменией там является матушка Иулиания (Ритониеми), финка по национальности. Своим примером она нам как бы показывает, что не тот православный, кто русский, но тот русский, кто православный.

***
Назначение нового лидера "Аль-Каиды", о котором стало известно вчера, удивило западных блогеров своей корпоративной обыденностью. Питер Хоскин в блогах британского еженедельника Spectator комментирует кадровые перестановки в террористической организации с бесстрастностью аналитика рынка ценных металлов:

Как сделала бы любая крупная компания, "Аль-Каида" выпустила пресс-релиз, чтобы объявить о назначении нового босса: "Шейх доктор Айман аз-Завахири, да поможет ему Аллах, - говорится в заявлении, - принял на себя обязанности эмира группировки". А если вам вдруг интересно, не принесет ли смена руководства перемен в политике кампании, в релизе сообщается: "Да поможет нам Аллах начать под руководством аз-Завахири новую эру, которая очистит мусульманскую землю от тиранов и неверных". То есть начальник-то новый, а опасности все те же. Назначение аз-Завахири было ожидаемым – несмотря на слухи о расколе внутри организации. Как бы то ни было, аз-Завахири стал теперь самым разыскиваемым преступником в мире, что привлечет еще большее внимание к афгано-пакистанской границе, где он, по всей видимости, скрывается. Поэтому обращают на себя внимание новости о жесткой критике, которой подвергли вчера некогда всемогущего шефа Пакистанской армии генерала Ашфака Парвеза Кайани его коллеги. Кайани, у которого крайне двусмысленные отношения с Америкой, ругают за излишнее к ней дружелюбие. Похоже, новый начальник "Аль-Каиды" опять может стать жертвой внутрипакистанской борьбы за власть.

Задачи, которые встанут перед новым лидером "Аль-Каиды", анализирует в блогах New York Times журналист Лоуренс Райт:

Аз-Завахири обладает опытом восстановления разбитых террористических группировок: в Египте его организацию "Аль-Джихад" дважды разрушали до основания, и аз-Завахири приходилось собирать деморализованные остатки группы – порой даже ценой демонстративного отказа от власти. Окончательным решением этого вопроса стало слияние "Аль-Джихада" с "Аль-Каидой", что породило в итоге организацию с египетским телом и саудовской головой. Теперь, когда бин Ладена больше нет, основной задачей для аз-Завахири станет удержание в "Аль-Каиде" неегипетских членов. Члены "Аль-Каиды" клялись в верности лично бин Ладену, а не организации в целом, так что новый раунд верноподданнических заявлений станет первой проверкой популярности аз-Завахири. По сравнению с бин Ладеном, основным отличием политики аз-Завахири станет акцент на египетской проблематике. Новый глава "Аль-Каиды" начал свою террористическую карьеру в 15 лет – именно тогда он основал ячейку, целью которой было свержение египетского правительства. Теперь правительство свергнуто – без какой-либо помощи со стороны этой ячейки. Страна переживает сложный, определяющий момент своей истории. Египет сейчас очень уязвим, и аз-Завахири обязательно попытается этим воспользоваться. Он посвятит себя превращению Египта в суннитскую реплику Ирана – так что о закате тренда, который загнал в фундаменталистский тупик не одно арабское государство, говорить еще рано.