Футбол по-судейски

Игорь Сутягин, Лондон

Итак, российский генконсул в Симферополе Владимир Вадимович Андреев свой небольшой гражданский подвиг – совершил. А вот украинский судья с героической фамилией Казаков хотя и попытался в минувший четверг совершить СВОЙ небольшой подвиг, сделать этого всё-таки не смог.

Не дали ему не то что героем, а просто честным человеком побыть. Дело было так.

В сущности, абсурдность обвинений в шпионаже в пользу России (и против Украины), предъявленных Артуру Степанянцу, достаточно очевидна всем участникам идущего в Ленинском райсуде Севастополя процесса. По форме все эти обвинения ещё и могли бы выглядеть более-менее правдоподобными, если бы не одно "но": вот в пользу кого АБСОЛЮТНО невозможно "шпионствовать" вокруг станции постановки помех МП-405-1, так это в пользу РОССИИ или РОССИЙСКОЙ организации (в этом последнем как раз и обвиняют Степанянца).

И то сказать: ну не может ПОЛНОСТЬЮ в России (ещё бывшей тогда РСФСР) почти 40 лет назад придуманная теоретически, сконструированная и произведённая станция представлять хоть какой-нибудь загадки для участвующих в обслуживании таких станций российских же организаций. Тем более – такой загадки, ради которой нужно было бы ещё и "шпионствовать"!

Понятно это – причём, судя по всему, уже давно понятно – и ведущему процесс по делу Степанянца судье Ленинского райсуда Севастополя Казакову. Поэтому когда в его адрес поступило ходатайство защитника Степанянца с просьбой заменить меру пресечения Степанянцу с содержания под стражей на денежный залог, поддержанное генеральным консулом России в Крыму Андреевым, судья вопрос этот рассматривать – начал. А не отверг с порога. Несмотря на всё нескрываемое просто личное уже неудовольствие гособвинителя Махини.

Ясно было, что давление на судью – оказывается, иначе не стал бы Казаков ВЕЧЕРОМ 9 июня выносить довольно странное решение: под залог – отпущу, но только если 100 ТЫСЯЧ ГРИВЕН будут внесены К ДЕСЯТИ УТРА 10 ИЮНЯ! Расчёт был, наверное, довольно простой: "всё равно же ведь не успеют собрать, да ещё и внести, так что я останусь чист перед всеми". Как говорится, и волки относительно сыты, и овцы сравнительно целы...

Но не вышло. Потому что к 10 утра 10 июня сто тысяч гривен в обеспечение залога внесены – были. В 154-е отделений "Ви-Ей-Би" Банка. О чём начальником отделения В.Ю.Кузнецовым и была выдана справка. Положенная защитниками на стол судьи. И вот тогда началось то самое спортивно-театральное действо, которое лично мне прекрасно было знакомо по моему собственному судье Петру Егоровичу Штундеру.

Ибо 10 июня судья Казаков вынес постановление, из которого следует, что "суду не представлены данные о возможности внесения кем-либо залога за Степанянца А.Р. ...В удовлетворении ходатайства о замене Степанянцу Артуру Радчиковичу меры пресечения на более мягкую – отказать". Как будто и не лежала перед судьёй Казаковым справка об УЖЕ ВНЕСЁННОМ залоге.

Пришлось судье Казакову вжиться в новую роль и заняться спортом – футболом по-судейски: изображать запущенную степень хронического психического расстройства, делая вид, что и документы – не документы, и обстоятельства неясны, и доверия к генконсулу России в качестве гаранта законопослушности Степанянца у суда нет... Иными словами, грубо на глазах зрителей изображать непонимание очевидного и пинать ногами объективную реальность (в виде документов), отфутболивая её подальше в тёмный угол в угоду выползших в суд с непонятным, мутным делом украинских чекистов. Такой вот довольно распространённый судейский футбол, когда речь идёт о мотивированных не то политикой, не то корпоративными интересами уголовных делах разнообразных Служб безопасности.

Совершать насилие над собственной совестью – дело всё-таки неприятное, могу судить по тому, как после сходного не по обстоятельствам, но по существу акта выглядел мой собственный судья Штундер. Так что судье Казакову я сейчас мог бы даже посочувствовать. Однако судьба Артура Степанянца меня лично беспокоит значительно больше. Потому что следователь СБУ Трегуб уже открыто обещает родственникам Степанянца, что после возвращения Артура в СИЗО Симферополя для того начнётся адская жизнь, "раз не захотел по-хорошему". (А "по-хорошему" для чекистов – это так, как в 37-м: не просто безропотно, а прямо с восторгом принимать и всемерно поддерживать выдвинутые против тебя самые чудовищные и нелепые обвинения – и ни в коем случае не произносить ни одного слова поперёк тем, которые "компетентны"; знаю, о чём говорю – сужу по собственному многолетнему опыту. Ну, а чекисты... – не знаю, как там насчёт Африки, но вот то, что на Украине они – тоже чекисты, это видно уже невооружённым глазом.)

У меня лично не вызывает ни малейшего сомнения, что отдельные читатели блога "Радио Свобода" с воодушевлением поддержат идею подвергать российского гражданина "адской жизни по-симферопольски" - высказывались здесь некоторые в таком ключе, вряд ли они откажутся от своей россиефобии (сожительствующей невероятным образом со стремлением учить всех окружающих "Родину любить"). Но вот тех из читателей, кто считает, что честным человеком всё-таки быть – надо, а своих в беде бросать – всё-таки недопустимо, я бы очень хотел попросить подумать: быть может, МОЖНО что-то ЕЩЁ сделать, чтобы помочь Степанянцу? Быть может, ОНИ что-то – МОГЛИ БЫ сделать для нашего соотечественника, сидящего по абсурдному обвинению в "зазаборье" украинском? И если МОЖЕТЕ – так сделайте что-то, что вам под силу. Не чужой ведь он нам всё-таки, Степанянц – российский.