Выборы под сомнением

ПАРНАСу и другим оппозиционным партиям пора выбирать стратегию

Отказ министерства юстиции зарегистрировать Партию народной свободы вызвал дискуссию в рядах оппозиции: что делать, когда власть не намерена допускать своих оппонентов к парламентским выборам? Бойкотировать их или в какой-то форме все-таки участвовать?

Три оппозиционных организации – "Другая Россия", "Родина – здравый смысл" и "Рот фронт", которым, как и Партии народной свободы, было отказано в регистрации в качестве политических партий, – заявили о создании "Комитета национального спасения" и призвали избирателей не участвовать в "фиктивных", как они считают, выборах в декабре.

В заявлении "Комитета национального спасения" говорится о том, что отказ в регистрации оппозиционных партий грубо нарушает конституционные права миллионов граждан России и лишает их права выбора. В знак протеста россиянам предлагают "самоисключиться" из списков избирателей, подав соответствующее заявление в участковую избирательную комиссию.

Говорит координатор движения "Левый фронт", член ЦК незарегистрированной партии "Рот фронт" Сергей Удальцов:

Действующее избирательной законодательство, законодательство о политических партиях грубо противоречит Конституции
– Действующее избирательной законодательство, законодательство о политических партиях грубо противоречат Конституции. Попытки за последние годы зарегистрировать хотя бы одну реально оппозиционную политическую партию наталкивались на жесткое противодействие власти. Это делается руками министерства юстиции, но понятно, что за этим стоит высшая воля правящей элиты. Это, совершенно очевидно всем нам, даст сигнал, что никаких новых партий, никакой либерализации, демократизации политического, избирательного законодательства не будет. За последние три года у того же президента Медведева была масса возможностей эти процессы начать и даже завершить. Но этого сделано не было. Поэтому в данной ситуации наша тактика (я в первую очередь говорю про реальную оппозицию) должна быть очень простой, понятной и принципиальной. Не бесконечное лавирование, встраивание в систему, чем занимаются очень многие, а четкая и понятная программа. В таких выборах участвовать не следует ни в какой форме, потому что любое участие в них, – это, по сути дела, игра на стороне действующей власти. Чем выше явка, тем выше легитимность, легитимность той Государственной думы, которая будет избрана по итогам этих выборов.

Для того, чтобы полностью исключить возможность фальсификаций, считает Сергей Удальцов и его сторонники, мало просто не прийти на выборы – надо, написав заявление, перестать быть избирателем, а в день голосования – выйти на акцию протеста.

Этой же точки зрения придерживается член исполкома партии "Другая Россия" Александр Аверин, предпринявший экскурс в российскую историю:

– До сих пор граждане спорят, какие выборы были в России самыми свободными – то ли 1989-го, то ли 1991-го, то ли 1993-го. Остальные выборы свободными уже не называет никто. Есть отдельные уникумы, которые считают, что единственными свободными выборами в истории нашей страны были выборы 1613 года, когда на царство была избрана династия Романовых. Четыре пятых политического поля России уже отсечены от выборов. Мы можем констатировать, что выборы уже сегодня, в июне 2011 года, сфальсифицированы. К выборам допущены только "Единая Россия" и ее партии-сателлиты, – считает Александр Аверин.
Четыре пятых политического поля России уже отсечены от выборов. Мы можем констатировать, что выборы уже сегодня, в июне 2011 года, сфальсифицированы

За тотальный бойкот выборов выступает и представитель незарегистрированной партии "Родина – здравый смысл" Анатолий Баранов. А вот ответственный секретарь политсовета движения "Солидарность" Михаил Шнейдер – он активно участвовал в создании Партии народной свободы – пока сомневается:

– Основной аргумент коллег в пользу неучастия – эмоциональный: есть некие шулеры, которые заставляют тебя играть в "наперсток" или "рулетку" или в карты, а ты в эту "рулетку" не собираешься играть и правильно делаешь. У меня есть другая аналогия. Ко мне в дом забрались воры и жулики, и мне предлагается либо уйти из своего дома, либо просто не замечать этих жуликов и воров, которые у меня в доме хозяйничают, и заниматься своими домашними делами. Дескать, давайте, мы выйдем на улицу и будем протестовать против жуликов и воров, которые залезли к нам в дом, – объясняет Михаил Шнейдер.

В заявлении Комитета национального спасения говорится также о том, что сотрудничество с властью является "недопустимым" в любой форме, в том числе и в форме мониторинга "заведомо несвободных выборов". Руководитель ассоциации в защиту прав избирателей "ГОЛОС" Лилия Шибанова считает подобную позицию не очень серьезной:

– Гражданская активность проявляется в том, что человек голосует, голосует так, как считает нужным, и, соответственно, тогда только по этому голосованию можно судить о настроении общества в целом. Конечно, мониторинг необходим, потому что только он реально показывает ситуацию на выборах, – со всеми теми нарушениями, которые мы видим, с доказательствами этих нарушений. Иначе мы будем получать только то, что мы получаем от Центральной избирательной комиссии, – нет нарушений, выборы прошли легитимно, честно, замечательно, – уверена Лилия Шибанова.

Окончательно свою позицию по отношению к выборам в Государственную думу Партия народной свободы и движение "Солидарность" определят после дискуссии на конференциях этих организаций – они назначены на начало июля.