Ирина Лагунина: За последние пять лет в государствах-членах Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе были убиты более 30 журналистов. Международная конференция, прошедшая в столице Литвы (которая сейчас председательствует в ОБСЕ) была посвящена поискам способов защиты журналистов, их права на исполнение профессионального долга.
Рассказывает наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс
Ирина Петерс: Обязательства стран по обеспечению безопасности журналистов были внесены в Хельсинкский Заключительный акт ещё в 1975 году. С тех пор они были не раз подтверждены, в том числе и на саммите ОБСЕ в Астане в прошлом году, когда 56 стран-участников приняли декларацию, в которой утверждали, что «ценят роль, которую играют свободные СМИ, помогая обеспечивать уважение прав человека, основных свобод и демократии».
Открывая встречу в Вильнюсе, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис сказал: "Журналисты погибают или исчезают в регионе ОБСЕ каждый год, десятки подвергаются нападениям. Цифровые СМИ в XXI веке предоставляют беспрецедентные возможности, но свободу прессы ограничивают угрозы насилия в отношении журналистов. Мы не можем с этим мириться. Призываю государства ОБСЕ прилагать больше усилий к выполнению своих обязательств в сфере свободы средств массовой информации и обеспечивать, чтобы на законодательном уровне, в деятельности правоохранительных органов и с помощью судебных инструментов в странах эффективно работали на то, чтобы гарантировать безопасность журналистов".
Представитель ОБСЕ Дунья Миятович заявила:
Дунья Миятович: Сейчас ставят под сомнение свободу самовыражения и бросают ей вызов. Результатом становится даже применение физического насилия, порой со смертельным исходом, в отношении журналистов. В наши дни безопасность корреспондентов является более актуальной темой, чем когда-либо ранее, поскольку количество убитых, подвергшихся нападению и запугиванию журналистов в течение последних лет во всем мире, включая страны ОБСЕ, неприемлемо высоко.
Ирина Петерс: Говорит глава комитета Сейма Литвы по международным делам Эмануэлис Зингерис:
Эмануэлис Зингерис: Защита жизней и свободы журналистов является одной из ведущих тем. К сожалению, одной из ведущих. Эти ужасы: что стряслось с госпожой Политковской, что делается на других континентах… Наша реальность, в Европейском Союзе, тоже оставляет желать лучшего, но все-таки не является реальностью Китая или Белоруссии. В диктатурах главы государств или главы ЦК или главы Политбюро сами решают, что надо людям "скормить".
Ирина Петерс: За последние пять лет в регионе ОБСЕ были убиты более 30 журналистов. Профессия эта остается одной из самых, если не самой опасной. Не будет ли дальше она все более опасной с учетом увеличения числа конфликтов, в том числе военных, в мире, эскалации в Европе националистических настроений и политической поляризации?
Эмануэлис Зингерис: Все-таки право есть право. Когда функционирует правовой порядок, не по указу главы страны. Где сами собой работают правовые инструменты, там находят этих мерзавцев. Начиная Лондоном, кончая Мадридом, США – в этих странах 90 процентов выясняются эти случаи, чтобы убийства журналистов не стали-бы привычным делом. Там шаги технические обязательны. Ну, невозможно в Лондоне поднести конверт с деньгами ни в прокуратуру, ни в суд, вообще никуда! Система пресечения таких действий существует. Сам правопорядок западных стран не разрешает им развиться, и убивать журналистов там не будут.
Для недемократических стран возможны заказные убийства и со стороны чиновников – это самой жуткое, что может быть – а не только от криминального мира. Смотрите - дело Гонгадзе даже в Украине, которая не является членом Евросоюза, и то через столько лет – я думаю, что это не сведение каких-то счетов с бывшим руководством Украины - оно продвинулось. Висело множество лет! А дело Политковской? Невозможно жить в России, когда не выяснены эти убийства. Каждое такое дело моментально обращает на себя внимание международной общественности - включается механизм заботы о будущем этой страны. Если одного убьют, значит могут – второго, третьего и четвертого… Тогда вообще невозможна свобода самовыражения. А журналистика является главным санитаром демократии.
Ирина Петерс: Личная безопасность, беспрепятственное исполнение профессионального долга – законное право журналиста в любой демократической стране. Но не бывает прав без обязанностей. Журналистская этика, честность, уважение к правам других – современной корреспондентской братии, в том числе в Литве, этого не хватает, по мнению директора литовского Института прав человека Генриха Мицкявичюса.
Генрих Мицкявичюс: Мир теперь очень неспокоен, журналисты, конечно, всегда – это первая линия везде. И больше случаев, когда они тратят жизнь, здоровье – понятно, почему. С другой стороны - вопросы журналистской этики, соблюдение законов. Есть определенные каналы влияния , зависимость от редакторов, владельцев… Но в целом СМИ в Литве свободны. При этом вопрос профессиональной этики - очень острый. С моей точки зрения, мы здесь упустили что-то. В течение 90-х годов, и это характерно для других новых членов Европейского Союза, либерализация, освобождение СМИ не шло нога в ногу с этическими стандартами. Неэтичной прессы в Литве немало. Можно говорить и о так называемых провокациях – журналисты в поисках информации, которая может быть легко продана, иногда переступают границы этики и могут просто провоцировать людей. Или вкладывать в их уста то, чего не было сказано.
Ирина Петерс: В работе вильнюсской конференции участвовали известный российский юрист, правозащитник, советник президента России Михаил Федотов, специалист в сфере экстремальной журналистики Олег Панфилов, другие российские коллеги.
Говорит глава Союза журналистов Литвы Дайнюс Радзявичюс:
Дайнюс Радзявичюс: Был очень рад увидеть коллег из Армении, России, Западной Европы. Главный итог встречи в том, что журналист, несмотря на то, из какой он страны и какие законы там действуют, сталкивается с проблемой : когда он попадает в трудную ситуацию, нужна очень быстро помощь, то ли физическая опасность ему грозит, то ли экономические санкции. ОБСЕ уже много лет принимает различные документы, которые сопутствуют защите прав журналистов, но не во всех государствах на это смотрят серьезно. Нужно провести обширный мониторинг, который указал бы, где главные проблемы.
Ирина Петерс: Вы могли бы привести конкретный пример, когда помощь по обеспечению безопасной работы журналистов была оказана?
Дайнюс Радзявичюс: В Азербайджане, Армении, Грузии, в Венгрии было много примеров, когда организации на деле беспокоятся о правах журналистов, но помощь осуществляется не так быстро, как хотелось бы. Позитивные примеры: есть страны, где раньше бывали случаи заключения журналистов за решетку , сейчас уже более гуманные меры наказания в случае, если , например, журналист своей критичной статьей оскорбил какого-то политика. Коллеги из Армении рассказывали, что у них для таких случаев статьи из Уголовного кодекса перенесены в Гражданский кодекс и другие законы, и можно надеяться, что журналисты хотя-бы в тюрьму не сядут.
Ирина Петерс: Какие страны на конференции были выделены, как особо опасные для корреспондентской работы?
Дайнюс Радзявичюс: Места военных действий, конечно, в первую очередь, разных конфликтов. Одна из стран, которая формально не участвует в войнах, но где погибает много журналистов, это, конечно Россия. Там вроде бы много вниманию этому уделяют, но до сих пор погибают - это беспокоит многих. В России, как и раньше, поймать убийц проще, чем заказчиков – это остается большим вызовом.
Ирина Петерс: В ходе конференции в Вильнюсе в здании Литовского радио и телевидения был открыт офис международной организации Freedom House . Одной из основных её миссий здесь будет наблюдение за становлением свободы самовыражения в соседней Белоруссии. Во время открытия офиса министр Аудронис Ажубалис сказала: "Политзаключенные, преследования представителей общественности, независимой прессы сегодня, к сожалению, являются реальностью в Белоруссии. Я верю, что деятельность Freedom House станет существенной поддержкой гражданского общества в соседней стране".
Дайнюс Радзявичюс: Офис открыт для работы и мониторинга, связанных с Белоруссией. Литва по исследованиям - в двадцатке самых свободных стран мира по возможностям СМИ, Белоруссия - далеко от этого. И как соседи мы, конечно, беспокоимся. Вот сегодня разговаривал с белорусскими коллегами о ситуации там… Лукашенко высказался о прессе очень критически, намерен закрыть некоторые издания, организации. И деятельность Freedom House будет содействовать не только улучшению ситуации в Белоруссии, но и, очень надеюсь, в Литве . У нас журналисты работают в свободных условиях, но это рождает свои вызовы, связанные с коммерческими интересами , с глобальными изменениями в характере самих СМИ . Думаю, присутствие такой организации поможет и нашей журналистике.
Рассказывает наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс
Ирина Петерс: Обязательства стран по обеспечению безопасности журналистов были внесены в Хельсинкский Заключительный акт ещё в 1975 году. С тех пор они были не раз подтверждены, в том числе и на саммите ОБСЕ в Астане в прошлом году, когда 56 стран-участников приняли декларацию, в которой утверждали, что «ценят роль, которую играют свободные СМИ, помогая обеспечивать уважение прав человека, основных свобод и демократии».
Открывая встречу в Вильнюсе, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис сказал: "Журналисты погибают или исчезают в регионе ОБСЕ каждый год, десятки подвергаются нападениям. Цифровые СМИ в XXI веке предоставляют беспрецедентные возможности, но свободу прессы ограничивают угрозы насилия в отношении журналистов. Мы не можем с этим мириться. Призываю государства ОБСЕ прилагать больше усилий к выполнению своих обязательств в сфере свободы средств массовой информации и обеспечивать, чтобы на законодательном уровне, в деятельности правоохранительных органов и с помощью судебных инструментов в странах эффективно работали на то, чтобы гарантировать безопасность журналистов".
Представитель ОБСЕ Дунья Миятович заявила:
Дунья Миятович: Сейчас ставят под сомнение свободу самовыражения и бросают ей вызов. Результатом становится даже применение физического насилия, порой со смертельным исходом, в отношении журналистов. В наши дни безопасность корреспондентов является более актуальной темой, чем когда-либо ранее, поскольку количество убитых, подвергшихся нападению и запугиванию журналистов в течение последних лет во всем мире, включая страны ОБСЕ, неприемлемо высоко.
Ирина Петерс: Говорит глава комитета Сейма Литвы по международным делам Эмануэлис Зингерис:
Эмануэлис Зингерис: Защита жизней и свободы журналистов является одной из ведущих тем. К сожалению, одной из ведущих. Эти ужасы: что стряслось с госпожой Политковской, что делается на других континентах… Наша реальность, в Европейском Союзе, тоже оставляет желать лучшего, но все-таки не является реальностью Китая или Белоруссии. В диктатурах главы государств или главы ЦК или главы Политбюро сами решают, что надо людям "скормить".
Ирина Петерс: За последние пять лет в регионе ОБСЕ были убиты более 30 журналистов. Профессия эта остается одной из самых, если не самой опасной. Не будет ли дальше она все более опасной с учетом увеличения числа конфликтов, в том числе военных, в мире, эскалации в Европе националистических настроений и политической поляризации?
Эмануэлис Зингерис: Все-таки право есть право. Когда функционирует правовой порядок, не по указу главы страны. Где сами собой работают правовые инструменты, там находят этих мерзавцев. Начиная Лондоном, кончая Мадридом, США – в этих странах 90 процентов выясняются эти случаи, чтобы убийства журналистов не стали-бы привычным делом. Там шаги технические обязательны. Ну, невозможно в Лондоне поднести конверт с деньгами ни в прокуратуру, ни в суд, вообще никуда! Система пресечения таких действий существует. Сам правопорядок западных стран не разрешает им развиться, и убивать журналистов там не будут.
Для недемократических стран возможны заказные убийства и со стороны чиновников – это самой жуткое, что может быть – а не только от криминального мира. Смотрите - дело Гонгадзе даже в Украине, которая не является членом Евросоюза, и то через столько лет – я думаю, что это не сведение каких-то счетов с бывшим руководством Украины - оно продвинулось. Висело множество лет! А дело Политковской? Невозможно жить в России, когда не выяснены эти убийства. Каждое такое дело моментально обращает на себя внимание международной общественности - включается механизм заботы о будущем этой страны. Если одного убьют, значит могут – второго, третьего и четвертого… Тогда вообще невозможна свобода самовыражения. А журналистика является главным санитаром демократии.
Ирина Петерс: Личная безопасность, беспрепятственное исполнение профессионального долга – законное право журналиста в любой демократической стране. Но не бывает прав без обязанностей. Журналистская этика, честность, уважение к правам других – современной корреспондентской братии, в том числе в Литве, этого не хватает, по мнению директора литовского Института прав человека Генриха Мицкявичюса.
Генрих Мицкявичюс: Мир теперь очень неспокоен, журналисты, конечно, всегда – это первая линия везде. И больше случаев, когда они тратят жизнь, здоровье – понятно, почему. С другой стороны - вопросы журналистской этики, соблюдение законов. Есть определенные каналы влияния , зависимость от редакторов, владельцев… Но в целом СМИ в Литве свободны. При этом вопрос профессиональной этики - очень острый. С моей точки зрения, мы здесь упустили что-то. В течение 90-х годов, и это характерно для других новых членов Европейского Союза, либерализация, освобождение СМИ не шло нога в ногу с этическими стандартами. Неэтичной прессы в Литве немало. Можно говорить и о так называемых провокациях – журналисты в поисках информации, которая может быть легко продана, иногда переступают границы этики и могут просто провоцировать людей. Или вкладывать в их уста то, чего не было сказано.
Ирина Петерс: В работе вильнюсской конференции участвовали известный российский юрист, правозащитник, советник президента России Михаил Федотов, специалист в сфере экстремальной журналистики Олег Панфилов, другие российские коллеги.
Говорит глава Союза журналистов Литвы Дайнюс Радзявичюс:
Дайнюс Радзявичюс: Был очень рад увидеть коллег из Армении, России, Западной Европы. Главный итог встречи в том, что журналист, несмотря на то, из какой он страны и какие законы там действуют, сталкивается с проблемой : когда он попадает в трудную ситуацию, нужна очень быстро помощь, то ли физическая опасность ему грозит, то ли экономические санкции. ОБСЕ уже много лет принимает различные документы, которые сопутствуют защите прав журналистов, но не во всех государствах на это смотрят серьезно. Нужно провести обширный мониторинг, который указал бы, где главные проблемы.
Ирина Петерс: Вы могли бы привести конкретный пример, когда помощь по обеспечению безопасной работы журналистов была оказана?
Дайнюс Радзявичюс: В Азербайджане, Армении, Грузии, в Венгрии было много примеров, когда организации на деле беспокоятся о правах журналистов, но помощь осуществляется не так быстро, как хотелось бы. Позитивные примеры: есть страны, где раньше бывали случаи заключения журналистов за решетку , сейчас уже более гуманные меры наказания в случае, если , например, журналист своей критичной статьей оскорбил какого-то политика. Коллеги из Армении рассказывали, что у них для таких случаев статьи из Уголовного кодекса перенесены в Гражданский кодекс и другие законы, и можно надеяться, что журналисты хотя-бы в тюрьму не сядут.
Ирина Петерс: Какие страны на конференции были выделены, как особо опасные для корреспондентской работы?
Дайнюс Радзявичюс: Места военных действий, конечно, в первую очередь, разных конфликтов. Одна из стран, которая формально не участвует в войнах, но где погибает много журналистов, это, конечно Россия. Там вроде бы много вниманию этому уделяют, но до сих пор погибают - это беспокоит многих. В России, как и раньше, поймать убийц проще, чем заказчиков – это остается большим вызовом.
Ирина Петерс: В ходе конференции в Вильнюсе в здании Литовского радио и телевидения был открыт офис международной организации Freedom House . Одной из основных её миссий здесь будет наблюдение за становлением свободы самовыражения в соседней Белоруссии. Во время открытия офиса министр Аудронис Ажубалис сказала: "Политзаключенные, преследования представителей общественности, независимой прессы сегодня, к сожалению, являются реальностью в Белоруссии. Я верю, что деятельность Freedom House станет существенной поддержкой гражданского общества в соседней стране".
Дайнюс Радзявичюс: Офис открыт для работы и мониторинга, связанных с Белоруссией. Литва по исследованиям - в двадцатке самых свободных стран мира по возможностям СМИ, Белоруссия - далеко от этого. И как соседи мы, конечно, беспокоимся. Вот сегодня разговаривал с белорусскими коллегами о ситуации там… Лукашенко высказался о прессе очень критически, намерен закрыть некоторые издания, организации. И деятельность Freedom House будет содействовать не только улучшению ситуации в Белоруссии, но и, очень надеюсь, в Литве . У нас журналисты работают в свободных условиях, но это рождает свои вызовы, связанные с коммерческими интересами , с глобальными изменениями в характере самих СМИ . Думаю, присутствие такой организации поможет и нашей журналистике.