Перемены, которых никто не хочет

В качестве довода о необходимости реформирования системы образования эксперты любят приводить пример, когда участвовавшие в международном тестировании российские школьники выбрали самый долгий, но самый простой путь из пункта А в пункт Б. У меня всякий раз возникает вопрос: а при чем тут школа? Так поступали их бабушки и дедушки, так поступают их мамы и папы, и почему это дети станут поступать иначе? Из чувства противоречия?

Никакая школа не сделает ребят активными, если родители недовольны властью, однако на выборы не идут, если денег в семье не хватает, но заработать их никто не пытается, если папа любит выпить, а мама не любит папу, но все равно сохраняет семью. Уверяю вас, ребенок, который живет активной жизнью вместе с родителями, выберет самый быстрый и интересный маршрут.

Много раз, пытаясь понять логику общественного неприятия реформ в сфере образования, в своих передачах я спрашивала у гражданских
(потому что есть еще и профессионально заинтересованные) активистов, выступающих, скажем, против подушевого финансирования: а скажите, вы хотели бы сами выбирать школу, любую, а деньги вслед за ребенком придут? Ну, да, хотели бы, но только обманут, и придется самим платить.

Степень недоверия к власти зашкаливает как у обычных граждан, так и у активистов, и у представителей педагогического сообщества. Самое расхожее и, что греха таить, понятное объяснение предлагаемых перемен – «для того, чтобы деньги урезать».

Реформа – как способ отъема денег или социальных гарантий у населения, этот механизм очевиден, по крайне мере, для половины россиян. Можно проводить реформы в обществе, которое этому сопротивляется? Ответ следует поискать в истории, если не лень…

Общественное мнение и реформы образования обсуждаем В "Классном часе Свободы" в это воскресенье, 3 июля в шесть часов вечера.