Министерский "неуд"

Министр спорта России Виталий Мутко (слева) и президент Олимпийского комитета России Александр Жуков

Министр спорта РФ Виталий Мутко посетил Госдуму в рамках "правительственного часа". Депутаты оценили работу Министерства спорта на "неудовлетворительно и призвали Виталия Мутко уйти в отставку.

Разумеется, при всей пафосности выступавших, среди которого, кажется, не нашлось никого, кто поддержал бы Виталия Мутко, никто всерьез не думает, все министр спорта уйдет в отставку. В недавнем прошлом Виталий Мутко усидел в своем кресле в катастрофической, казалось бы, ситуации, когда после Олимпийский игр в Ванкувере 2010 года вся страна негодовала – так откровенно слабо российские спортсмены на Играх давно не выступали. Тогда свой пост покинул президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, а вот Мутко удержаться удалось, несмотря на фактическое требование его отставки со стороны президента России Дмитрия Медведева. Неужели Мутко после такой победы устрашился бы депутатских призывов?

Более того. На минувшей неделе министерство Виталия Мутко получило фактически неограниченные полномочия в сфере российского спорта. Презрев все олимпийские законы и правила, фактически наплевав на Олимпийскую хартию и Устав ОКР и МОК, Россия передала главенство в спортивной сфере именно Минспорттуризма, сделав его главным игроком на поле большого спорта. Государство, согласно Уставу МОК, не имеет права вмешиваться в деятельность общественных спортивных организаций, которой является ОКР и федерации по видам спорта. И формально за такие вещи следует исключение нарушителя из МОК со всеми последствиями – исключенный не может участвовать в Олимпийских играх и во всех состязаниях, проводимых под эгидой МОК, к примеру. Однако МОК уже давно играет на поле сильных участников, давая заметные послабления, вопреки своему уставу, государствам, которые лишь маскируют свое влияние в спорте. Например, Китаю и России. Поскольку менять устав МОК пока никто не собирается, такое двусмысленное положение дел по факту принимается всеми как нечто само собой разумеющееся, что, конечно, наносит огромный урон репутации МОК.
МОК уже давно играет на поле сильных участников, давая заметные послабления, вопреки своему уставу, государствам, которые лишь маскируют свое влияние в спорте. Например, Китаю и России

Но это уже проблемы, которые МОК пока предпочитает не замечать. В России же такая ситуация встречает полное понимание, и усиление министерских позиций вполне вписывается в такую спортивную политику. Вот почему Виталий Мутко с каким-то высокомерным недоумением выслушивал критику депутатов, сокрушался, что его не понимают, сыпал цифрами, характеризующими великолепную работу его ведомства. Более того: однажды он, явно потеряв контроль, сказал депутатам недопустимую в стенах Госдумы вещь. Рассказывая законодателям о готовящемся законе о болельщиках, Мутко прямо сказал: "Закон о болельщиках будет принят". То ли он имел в виду необходимость такого закона (а в этом сомневаются многие), то ли он прямо продиктовал депутатам, как им надо себя вести при обсуждении закона, – в любом случае ситуация, когда министр сообщает законодателям о том, что "закон будет принят", выглядит как минимум нелепой, а как максимум – неконституционной!

Вот об этом и речь. Деятельность Минспорттуризма, откровенно подминающего под себя все остальные спортивные организации страны, выглядит вполне в духе доминирующих в стране тенденций. Власть развивается именно так. Назовите это "спортивной вертикалью", если угодно. Будет ли с нее толк? Думаю, Мутко это не очень важно, как и многим другим российским политикам, – важнее ощущение почти абсолютной власти. "Почти" – потому, что во главе ОКР стоит вице-премьер Александр Жуков. Но друг с другом они не конфликтуют, ведь спорт в России масштабен, финансирование в определенных местах льется рекой, а нападки депутатов в России давно перестали быть сколько-нибудь серьезным фактором. Уж из-за Мутко Дума с президентом точно ссориться не будет.