Мистерия цам

В детстве у меня дома хранилась буддистская маска, изображавшая гневное божество. Маску привезла из Монголии моя тетя, и я часто задумывалась, где же водятся такие устрашающие существа и, главное, какие силы они символизируют. Мое детство пришлось на советское время, поэтому о буддизме, да и вообще о религии, тогда мало кто говорил в открытую.

Вновь похожие маски я увидела, когда начала работать с ламами. На пятом этаже петербургского дацана висит огромная маска гневного буддистского божества. В фондах Государственного музея истории религии, где мы недавно побывали с ламами петербургского и бурятского Дуйнхор дацанов, хранится большое количество масок, некогда являвшихся действующими персонажами цамов в Бурятии и Монголии.

Цам (по-тибетски «чам») – торжественное религиозное действо, одна из основных буддистских религиозных мистерий. Цам похож на театрализованное представление, но ламы всегда обращают внимание на то, что главное в этом торжестве – скрытый сакральный смысл, ведь занятые в цаме священнослужители не просто изображают какое-либо существо (оленя, крокодила, яка, льва, хранителей кладбищ и других), а проводят обряд, совершают молебен во время ритуального танца.

В Бурятии последний раз цам в масках проводился 83 года назад в Тамчинском дацане – тогдашней резиденции глав буддистов России. И вот в дни празднования 350-летия вхождения Бурятии в состав российского государства первые дни июля ламы тантрического дацана Калачакры (Дуйнхор дацана) впервые в современной истории Бурятии провели мистерию цам. Специально для помощи в постановке этого ритуального танца был приглашен мастер – знаток обряда Агван Жамцо багша из монастыря «Нямжал» резиденции Далай-ламы XIV. Кстати, исторически цам в той версии, которая традиционно использовалась в Бурятии до революции и была возрождена сейчас – так называемый Чойчжал, – впервые ввел в тибетском монастыре Нямжал Далай лама VII Кэлсанг Гьяцо в XVIII веке.

Основатель мистерии цам – лама Чопелу Сонгпо. Буддисты говорят, что он увидел божества, исполняющие причудливый танец, во время медитации. Лама запомнил каждое движение, а потом вместе с учениками воссоздал один из главных и ярких буддийских обрядов. Позже такие цамы стали исполнять в монгольских монастырях, а во второй половине XIX века ритуальные буддистские танцы освоили и в соседней Бурятии. До революции их ставили только в четырех бурятских дацанах: Анинском, Тамчинском, Эгитуйском, и Янгажинском. В Бурятии этот вариант цама чаще назывался цамом докшитов, так как главные действующие лица в нем докшиты (на санскрите: дхарма-пала) – хранители буддийской веры в их гневном воплощении. Один из основных действующих лиц показанного цама – быкоголовый Чойчжал (он же Эрлик-хан, владыка подземного мира и хозяин смерти), является гневным проявлением бодхисатвы мудрости Манжушри. «Как Манжушри отсекает неведение, так и его гневное проявление отсекает такие отрицательные качества, как гнев, неведение, привязанности, неправильные взгляды», – пояснил Агван Жамцо багша.

То, что во время цама каждому ритуальному танцу учитель давал разъяснения, во многом помогало тысячам собравшихся понять происходящее. Возможно, поэтому никто не воспринимал с боязнью такой специфический с точки зрения европейского человека, танец четверых хранителей кладбищ. Большой прилив позитивных эмоций вызвала танцевальная комедийная пантомима в исполнении Белого Старца (по-бурятски Сагаан Убугуун). Он является владыкой земли, хранителем пастбищ и стад, дарит людям долголетие. Партию Белого Старца исполнил настоятель Дуйнхор дацана лама Буда Цыденов, в конце выступления еще и благословивший всех собравшихся. Буда лама пояснил, что в этот день был показан короткий вариант мистерии – действо длилось всего два с половиной часа, в нем приняло участие тридцать лам. Полный вариант ритуального представления длится обычно более восьми часов и в нем бывает задействовано до ста священнослужителей.

Ламы говорят, что увидев хотя бы однажды мистерию цам, человек нарабатывает благие деяния, которые помогут ему обрести лучшее перерождение в следующей жизни. Теперь у жителей Бурятии возможностей улучшить карму будет больше, чем у представителей других российских регионов: предполагается, что мистерия цам станет ежегодным обрядом. В этом году ее также можно увидеть 10 июля на праздновании 270-летия Тамчинского дацана.