Монк-Младший и его комбо; отношение джазовых критиков к сыну пианиста. Лиз МакКомб и ее трудный путь к известности… в США

ДС:- В итоге я его нашел, Монка-Младшего, который рассказывал об отце две недели назад. Эти, сильно сокращенные воспоминания об отце, закончились фразой Монка-Старшего: - Ну, ты готов?
У Монка-Младшего была ударная установка, подаренная Артом Блейки, его учителем был сам Макс Роуч. И даже если Телониуса-Младшего пробил пот, о чем он не пишет, он тут же оказался на сцене в комбо отца. Сегодня мы его услышим.
Но сначала привычный мантрам. Неофитам он объяснит, куда они забрели, завсегдатаям, что все верно: это волны «Свободы», «Время Джаза», а у микрофона – в Лютеции ваш неизменный ДС…

T. S. Monk - New York – 6:13 (T.S. Monk III - Changing Of The Guard - Blue Note)

ДС: «New York», композиция пианиста Дональда Рея Брауна (в молодости Браун был ударником и играл на трубе). Секстет Телониуса Монка-Младшего. Монк Младший явно продолжает традицию хард-бопа. Эту же пьеску в свое время любил играть трубач Фредди Хаббард.
Состав: Дон Сиклер – труба; Бобби Порчелли – альт-саксофон; Уилли Уилльямс – тенор-сакс; Скотт Колли – контрабас и Т.С. Монк, как написано на си-ди без ложной скромности: «мудрость, виденье и ударные!»
Историки джаза, рецензенты и дежурные критики не жалуют Монка-Младшего комплиментами. Быть сыном гения откровенно невыгодно. Отсюда и сухие, короткие заметки о нем: «Родился 27 декабря 47 года в Нью-Йорке, сначала играл на трубе, поверхностно освоил игру на фортепьяно…» Причем, если в интервью с «Даунбитом» Монк говорит о том, что он сам напросился в ударники, во французском словаре джаза издательства «Лафон» читаем: «… он начал осваивать ударные под давлением семьи» (то бишь отца!). Там же написано, что прежде, чем Монк-Старший произнес знаменитую фразу: - Ну, ты готов? – и Монк-Младший оказался на сцене в комбо отца, в словаре «Лафона» указывается, что младший Монк начинал в танцевальных оркестрах. Что интереснее, это указание на то, что в восьмидесятых Монк-Младший играл в основном в комбо Ритма-и-Блюза и в джаз вернулся лишь в девяностых.
Вот пьеска тромбониста Джей-Джей Джонсона «Kelo». Тот же состав квинтета Монка:

T. S. Monk – Kelo – 6:07 (T.S. Monk III - Changing Of The Guard - Blue Note)

ДС: «Kelo» - этимология названия этой композиции Джей-Джея от меня ускальзывает. Разве что судебное решение Верховного Суда США по делу Сюзетты Келоу из Коннектикута, но к джазу этот процесс отношения не имеет.
Напомню состав квинтета: Дон Сиклер – труба; Бобби Порчелли – альт-саксофон; Уилли Уилльямс – тенор-сакс; Скотт Колли – контрабас и Т.С. Монк ударные. Запись сделана в феврале 93 года.
В свежем июльском номере «Даунбита» - Чикаго, празднующее 85-летие Майлза Дейвиса в знаменитом Аудиториуме театра университета имени Рузвельта. Это старейший концертный и театральный зал города, на сцене которого, кроме самого Теодора Рузвельта выступали и в совсем иных жанрах и Михаил Барышников, и Джимми Хендрикс, и сам Майлз Дейвис. В Аудиториуме Майлза праздновали три дня, но ему же были посвящены концерты в 16 клубах Чикаго. Причем играли в основном его же вещи: «So What», «Bitches Brew», «Blue in Green», «Half Nelson». Трубач Орберт Дейвис сыграл «Испанские Зарисовки» Дейвиса и Эванса с чикагским симфоническим ансамблем. Он же, Орберт Дейвис, с тенор-саксофонистом Ари Брауном, альт-саксофонистом Эрнестом Докинсом, с контрабасистом Стюартом Миллером и ударником Эрни Адамсом, добавим и пианиста Раяна Кохэна, на свой лад, но по следам секстета Майлза, сыграли, вы угадали, «Kind of Blue».
Напомню, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

Marc Ribot - Go Down Moses – 4:04 (Marc Ribot - Saints – Atlantic)


ДС: - «Go Down Moses» - «Иди, Моисей, иди до самого Египта, скажи фараону, чтобы он отпустил мой народ…» Впервые этот спиричуэл был записан (переведен в слова и ноты) в 1862 году. Для афро-американцев фараоном был белый фермер, а требование «отпустить народ», было требованием отмены рабства.
Сольное исполнение «Go Down Moses» американским гитаристом-авангардистом Марком Рибо, как его произносят на российских сайтах и Марком Рибоу – на американских. Он 54 года рождения, родом из Ньюарка, штат Нью-Джерси. Рибо записал 17 си-ди с Джоном Зорном. Гитара Рибо годами вторила хриплому голосу певца Тома Уейтса. Марк Рибо играет альтернативный рок, hardcore панк, фри-джаз и экспериментальную музыку. Он гитарист, трубач, певец и композитор. Почему ваш ДС затащил его в клуб «Времени Джаза»? Марк на обложке июльского «Даунбита», который на добрую треть в июле забит гитарами и гитаристами.
Но прежде, чем поставить Марка Рибо с его кубинскими друзьями, вот «Go Down Moses» в классическом исполнении Лиз МакКомб:

Liz McComb - Go Down Moses – 5:02 (Liz McComb – Live – Bonsaï Music)

ДС: Лиз МакКомб, которая с пяти лет пела в церкви спиричуэлс и госпелс… Лиз родилась в Кливленде, штат Огайо в 52 году. «Go Down Moses» она исполнила практически, а капелла в парижской «Олимпии» в 95 году… Лиз была звездой духовных песнопений, но… в Европе. Двадцать лет она пела спиричуэлс на европейских и особенно на французской сцене. В Америке ее практически не знали. Но в 2000 году она официально представляла США в Вифлееме в двухтысячную годовщину Рождества Христова. Затем, по ее словам, «движимая предчувствием», она отправилась в Новый Орлеан, где и записала в сопровождении лучших музыкантов города CD, который превратил ее в новую королеву духовных песнопений….
В рубрике «Даунбита» «Помешенный на виниле», Джон Корбет пишет, что его iPod, в который он внедрил более 15 тысяч мелодий, выполняет нынче роль старых добрых музыкальных автоматов, jukeboxes, но что этого ему МАЛО. Он ничего не может поделать: его тянет на старые добрые сорокапятки и на долгоиграющие, на 33 обормота. Он только что откопал старый LP Реда Гарленда (лидер, рояль) с Блю Митчелом на трубе, Пеппэр Адамсом на баритоне с Сэмом и Филли Джо Джонсами на контрабасе и ударных. Дело, конечно в том, что в наши заумные времена любой формат переводится в любой другой формат. Но не кажется ли вам, что старый добрый винил, если слушать его со старыми добрыми колонками и с хорошей иглой – звучит, как бы это сказать…, теплее?
Ваши акустические установки разных эпох и разных стран производства настроены на частоты «Свободы». Или же ваши десктопы и ноутбуки зацепились за адрес svobodanews.ru. В обоих случаях вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в городке на Сене, где нет централизированного фонтана (ответ на коммент!) для встреч, потерявшихся туристов (при наличии сливочного мороженного в разнообразных вафельных стаканчиках), у плавящегося от жары микрофона – ваш ДС.

Marc Ribot - Aurora en Pekin – 5:31 (Marc Ribot - The Prosthetic Cubans – Atlantic)

ДС: По идее, заумный Марк Рибо с кубинской ритм-группой. Композиция Альфредо Болонья «Рассвет в Пекине»; дом звукозаписи «Atlantic», 98 год. Рибо этим летом играет в сверхмодном нью-йоркском клубе «Le Poisson Rouge» в Гринвич Вилледже вместе с не менее многожанровым и авангардным гитаристом Нелсом Клайном.
Но пора заглянуть и в наш джазовый календарь.

Hank Mobley - Dig Dis – 6:05 (Hank Mobley - Soul Station - Blue Note)

ДС: «Dig Dis». Dis - технический и мало интересный термин, но здесь скорее всего искаженное и чисто фонетическое «Dig This» - «Просеки Это». Пьеса Хенка Моубли, его же тенор-сакс, его же квартет с Уинтоном Келли – фортепьяно; Полем Чемберсом – контрабас и Артом Блейки – ударные. 7 ноября 60 года, студия Руди ван Гельдера.
Хенк родился седьмого июля 30 года в Истмане, штат Джорджия, но вырос он в Нью-Джерси. Хенк был первым тенор-саксофонистом «Вестников Джаза» - отсюда и список его аккомпаниаторов.
Он играл хард-боп с тем же Артом Блейки, с Хорасом Сильвером, Дагом Уоткинсом и Кенни Доремом. Вся эта компашка и превратилась однажды в «Jazz Messengers», в комбо, которое решило стать поперек дороги на пути у недавно народившегося кула. Не забудем, что кул претендовал на родство с классикой, а хард-боп возрождал блюз в его фанковом варианте.
Квартет Джошуа Редмена выпустил диск под кодированным названием «James Farm». Рецензент «Даунбита» Джон МакДоноф, так расшифровывает это название:
«Это общий оркестр, комбо без иерархии, где каждый участник находится на таком неоспоримо высоком профессиональном уровне, что никто не может быть лидером. «James Farm» обозначает так же, что каждый участник является и композитором, а значит, все остальные играют и его музыку. Но на самом деле «James Farm» - это современный акустический квартет, в котором Джошуа Редмен остается самой яркой звездой».
Еще два новых CD привлекли внимание рецензентов. Это возвращение Чика Кориа к акустическому трио, столь славному в семидесятых «Return to Forever». Диск называется на этот раз просто «Forever» и с пианистом играют: Стенли Кларк – контрабас и Ленни Уайт – ударные. Третий диск принадлежит целиком таланту гитариста Эла Ди Меола, авторитет которого за три десятилетия достиг силы и качества хорошего бургундского. Джим Макни пишет про него:
- Мы все испытываем примитивный ужас перед каждым его новым диском. У Ди Меола (бедный Моцарт!) – слишком много нот!»
CD вышел на фирме «TelArc» и называется «Преследуя основу рапсодии». Само собой на CD крепко сплелись и иные составные – фламинго, танго, цыганские мотивы и караибские мелодии.
Ваш мобильник не свингует на волне «Времени Джаза», а жалко хрипит. Это значит, что ваш iPhone требует срочной подзарядки. Впрочем, вы можете включить ваш ноутбук и набрать svobodanews.ru. И вы услышите вашего ДС из города Парижа с весьма фанковым Хэнком Моубли, чье настоящее имя было Хэнри:

Hank Mobley - The Turnaround – 8: 14 (Hank Mobley - The Turnaround - Blue Note)

ДС: «The Turnaround», «Поворот» Хэнка Моубли. Золотые времена для Руди ван Гельдера, который записывал всех этих боперов в родительской гостиной. Это позже он начал морщиться, когда на него наехал атональный джаз.
Фредди Хаббард – труба; Хэнк – тенор; Барри Харрис (помните историю Монка и дом Ники Ротшильд?) – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. Хакенсак, 5 февраля 65 года.
Что ж, остается поздравить и Уильяма Кларенса Экстайна, господина «Би», который родился в весьма джазовом городке Питсбурге 8 июля 1914 года. Его оркестр был школой почти для всех джазменов довоенной эпохи и - пятидесятых. Сам господин «Би» был бандлидером и певцом.
Под звуки все еще танцевального оркестра (клубные пиджаки, смокинги, длинные платья, столики, на которых грустно выдыхается шампанское…), под звуки оркестра Хэла Муни и классику Ирвинга Берлина «Alexander's Ragtime Band», под дуэт мистера «Би» и Сары Вон, мы и расстанемся. Запись сделана в Нью-Йорке в 57 году.
Примечание: Экстайн передал бразды правления Хэлу Муни, чтобы спокойно вторить Саре Вон у микрофона.
Напомню, что вы всегда при свете дня или ночью на ощупь, найдете наши частоты или же наш адрес (где вас ждут подкасты!) svobodanews.ru. До следующей недели, всех вам летних благ, чао, бай-бай!

Billy Eckstine & Sarah Vaughan - Alexander's Ragtime Band – 4:02 (S. Vaughan & B. Eckstine - The Irving Berlin Songbook – EmArcy)