День Достоевского в Петербурге

Федор Достоевский

Марина Тимашева: В Петербурге на глазах формируется новая традиция - отмечать День Достоевского. В прошлом году этот необычный городской праздник прошел впервые, в этом году, с большим успехом прошел во второй раз. Рассказывает Татьяна Вольтская

Татьяна Вольтская: С именем Федора Достоевского, кроме его произведений, связаны многочисленные научные конференции и литературные чтения, которые вызывают интерес у филологов всего мира. Идея Дня Достоевского - совсем другая: это идея общегородского уличного праздника, веселого, озорного, провокативного, сочетающего интеллектуальные изыски со
старинными традициями европейских уличных театров. В этом году в
празднике участвовали и Государственный музей городской скульптуры, и Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина, и музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, и Исаакиевский собор, и Дом книги, и еще многие музеи, книжные магазины и кинотеатры. Везде было что-то свое, а библиотечно-информационный центр по искусству устроил сразу несколько акций: фотовыставку ''Умышленный город'', акцию ''Безумие и
творчество'', которую устроители называли ''коллективная арт-рефлексия'', интерактивную игру-импровизацию для виолончели под названием ''Музыкальные портреты героев Достоевского'', исполнитель - композитор и виолончелист Виктор Соболенко. Но все же День Достоевского - и это вполне логично - расцвел под сенью Музея Достоевского, в том самом доме в Кузнечном переулке, где жил писатель и где сейчас находится его мемориальная квартира. Там был дан символический старт праздника, соседние переулки
превратились в уголок Петербурга второй половины ХIХ века. Там и
развернулись театрализованные действа, костюмированные экскурсии, интерактивные программы, специальные акции, в которые мог включиться каждый. Говорит заместитель директора Музея Достоевского по творческим проектам Вера Бирон.

Вера Бирон: Для нас это один из главных дней в году, и в празднике этого года участвуют около 70 различных организаций — и театры, и библиотеки, и музеи, и галереи, а мы отвечаем за главное мероприятие этого праздника - за праздник на Кузнечном.

Татьяна Вольтская: Подготовка к празднику была очень кропотливой. Прежде всего были подведены итоги предыдущего Дня Достоевского, что выразилось в организации двух выставок. Одна из них - это выставка рисунков художника Андрея Бильжо - портреты писателей-классиков.

Вера Бирон: Мне кажется, замечательная была идея именно с такими портретами сделать учебник. Действительно, как в пресс-релизе написал Андрей Бильжо, ни у кого не появится желания пририсовать писателю рожки и усы, потому что он это уже сделал.

Татьяна Вольтская: Тут и Жуковский, и Крылов с обильной едой и питьем, и Аксаков с ружьем, и Некрасов с лаврами, серия заканчивается Набоковым — конечно, с бабочкой на темени и Солженицыным в нимбе из тернового венца. А вторая выставка - это результат конкурса фотографий Дня Достоевского-2010.

Вера Бирон: Шарманка - из Музея шарманки и граммофонов. Мы видим здесь разных персонажей - и дворники, и городовой, и персонажи произведений Достоевского. Вокруг памятника у нас стояли живые скульптуры, мы видим здесь Раскольникова и Алену Ивановну.

Татьяна Вольтская: Золотой Раскольников с золотым топором.

Вера Бирон: Сделанные как памятники. Они стояли замерев, а когда им кидали копеечку, каждый делал то, что ему присуще — Раскольников замахивался топором, Алена Ивановна считала деньги, и так далее. Театры участвуют те, с которыми мы обычно работаем. Это ''Такой Театр'', наш ''ФМД-Театр'', который является организатором этого праздника, участвует театр ''Битком'', это театр эксцентрики комической, театр ''Кукольный формат'', актеры из Молодежного театра, актеры из Александринки.

Звучит фрагмент спектакля:

- Иван Федорович Карамазов окончил университет, факультет естествознания.
- Душа бурная, ум в плену.
- В нем мысль великая и неразрешенная. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить.
- Ох уж мне эти умники Достоевского!

Татьяна Вольтская: Это фрагмент уличного действа, представляющего героев Достоевского.

Вера Бирон: Все герои вместе собираются, Федор Михайлович с ними. Они все выходят на улицы. Спектакль ФМД-Театра, в котором участвуют актеры практически всех театров Петербурга. Режиссер этого замечательного, надеюсь, спектакля - Александр Баргман. Нам пришлось заниматься огромным количеством костюмов, общее количество - 75. Это катастрофически много для нашего маленького музея, потому что у нас 17 человек работает на Большой Московской, молодые ребята, молодые актеры в современном таком воплощении, а здесь у нас на подиуме работает 25 человек, 18 из которых переодеваются дважды — 19 век и современное. Мысль простая — герои Достоевского присутствуют в нашей жизни. Современные это очень интересные костюмы с принтами из героев Достоевского. Художник по костюмам - Ника Великжанинова, с которой мы давно работаем.

Татьяна Вольтская: Я вижу там картинки такие - старуха ест куриную ногу...

Вера Бирон: Картины Игоря Князева, который давно занимается Достоевским. Картинки это тоже такое ироническое осмысление персонажей Достоевского.

Татьяна Вольтская: Вот я смотрю - Достоевский, ''Преступление и наказание'', духота, жара, такое действо немножко сумасшедшее. Так и задумано было, да?

Вера Бирон: Да, все совпадает. Июль был очень жаркий, самый жаркий июль в 19 веке. И сегодня у нас тоже жарко.

Татьяна Вольтская: А почему Петя и Федя, почему Достоевский с Петрушкой?

Вера Бирон: Это, скорее, вопрос Елизавете Богословской, которая автор этого сценария. Вот она доказывает своим спектаклем, что все произошло от балагана, от Петрушки, который тоже считал, что все позволено. Так и герои Достоевского жили, как мы знаем.

Татьяна Вольтская: Некоторые

Вера Бирон: Некоторые, да.

Татьяна Вольтская: О спектакле ФМД-Театра говорит ведущий действа Александр Лушин, он же Макар Девушкин.

Александр Лушин: Я не называл бы это спектаклем в чистом виде, потому что это для нас событие, немножко выпадающее из рамок каких-либо жанров и, вообще, из жанра какого-то шоу. Это момент попытки абсолютного единения как со своим персонажем, так и со зрителем. Редкий жанр уличного действа, абсолютно импровизационного при том, при всей выстроенности, и продуманности последовательности элементов, все равно мы окунаемся, как с головой в бассейн ныряем, и вот это вот начинается. И как оно пойдет, как оно продолжается, чем оно наполнено зависит, конечно, от нас и от миллиона элементов, снаружи приходящих. И это здорово. Вообще удивительно, что в наши дни есть возможность попробовать таким жанром позабавиться.

Татьяна Вольтская: Нет сомнения, что зрители и прохожие тоже были счастливы возможности стать участниками Дня Достоевского.