Журналист Андрей Остальский - о предложении Дэвида Кэмерона реформировать британские СМИ

Андрей Остальский

По следам скандала с газетой News of the World, в ходе которого выяснилось, что сотрудники издания незаконно прослушивали голосовые почтовые ящики нескольких тысяч людей, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с призывом провести реформы средств массовой информации в стране. При этом премьер подчеркнул, что пресса в стране все равно должна оставаться свободной.

О конкретных предложениях Дэвида Кэмерона в интервью Радио Свобода рассказал работающий в Лондоне политический комментатор, журналист Андрей Остальский:

– Кэмерон коснулся почти всех нервных точек происходящего и назвал вещи своими именами, в том числе, говоря об ответственности политиков и своей личной ответственности. Он признал, что лично нанял ранее работавшего в News of the World Энди Коулсона в качестве своего пресс-секретаря и начальника управления по связям с общественностью (в рамках полицейского расследования Энди Коулсон в настоящий момент арестован – РС). Есть ряд и других высокопоставленных деятелей компании, издающей News of the World, а также бывшие руководители самой газеты, достаточно близких и к членам правительства, и к самому Кэмерону. Но из речи премьера стало ясно, что он не будет никого покрывать – напротив, будет добиваться беспристрастного и глубокого расследования.

Таблоиды в Британии пользуются невероятной популярностью. News of the World считалась самой читаемой газетой, и премьер подчеркнул, что популярность привела к тому, что у газет появилось слишком много политической власти, а это ненормально и болезненно. Он не призвал подчинять СМИ органам государственной власти, но сказал о необходимости навести порядок и оздоровить отношения между "четвертой властью" и "третьей". В качестве основной идеи Кэмерон предлагает создать авторитетный, не зависящий от правительства орган, который будет надзирать за тем, что происходит со средствами массовой информации. Такой орган, казалось бы, есть – Press Complaints Commission (комиссия, которая рассматривает жалобы на действия прессы), но Кэмерон в своем обращении прямо сказал, что эта организация потерпела полный крах, в этой истории она никак себя не проявила и никак не защитила интересы читателей. Кэмерон также дал свое объяснение тому, почему так произошло. Дело в том, что в комиссию входят представители самих газет, которые находятся в состоянии жесткой конкуренции, поэтому любой баланс, достигаемый на заседаниях этой комиссии, все равно не отражает реальности и не помогает эту реальность часто исправлять.

Тем не менее, Британия, слава богу, обладает прекрасным свойством как-то спасаться от заразы в моменты кризисов, и Кэмерон как раз к этому и призвал – открыть принципиально новую страницу в отношениях общества, популярной прессы и политиков. Удастся ли это? Я думаю, что если вопрос поставлен так остро, если обе партии – и правящая, и оппозиционная – достигнут консенсуса, то можно надеяться, что в значительной степени удастся. Может быть, не на 100%, но во многом эту программу осуществить удастся.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"