Куратор Лиза Фактор - о выставке World Press Photo и правилах съемки трагедий

Призеры конкурса World Press Photo 2011



В Самаре открывается выставка World Press Foto, международного конкурса репортажной и документальной фотографии от мировых агентств. Итоги конкурса подводятся в Амстердаме, а выставка затем демонстрируется во всем мире. Выставка уже была показана в Москве.

В последние годы конкурс упрекают в излишнем внимании к шокирующим обстоятельствам трагедий. Так, главный приз этого года получил портрет афганской девушки, изуродованной родственниками мужа. О выставке World Press Foto на фоне российских катастроф – директор фонда ‘Объективная реальность” Лиза Фактор, партнер World Press Foto:

– Экспозиция открывается тремя портретами, получившими международное признание: афганская девушка работы Джоди Бибер, портрет Джулиана Эссанжа, и портрет курсанта барка "Крузенштерн", сделанный голландским фотографом.

– В Москве к этому списку были добавлены портреты лидера Северной Кореи Ким Чен Ира с сыном и портрет мужчины из племени динка в Южном Судане. Этот ряд фигур, говорящий нам о современности и многополярном мире, почти вызывающий: в нем находятся и этот русский мальчик в форме военного моряка, и Ким Чен Ир.

- Да, совершено верно. Не часто случается такая комбинация персон в один год. Жюри руководствуется двумя критериями - значимость события и этой персоны для уходящего года, и, естественно, фотографические визуальные качества, какая-то новизна фотографий. Жюри посчитало, что эти персоны отражают происходившее в 2010 году.

- Очень странный портрет - лицо Джулиана Эссанжа с таким большим синим световым пятном на щеке. Знаете ли вы, при каких обстоятельствах он был сделан?

- Это интересная история. Я знаю ее от автора фотографии, это Шеймус Мерфи, он работает одинаково успешно в фотографии и кино, в этом году снял 12 клипов для Пи Джей Харви к ее новому альбому Let England Shake. Портрет Эссанжа был снят во время дискуссии в Лондонском университете, еще до всех скандалов с WikiLeaks, когда Эссанж в своей обычной иронической манере не допустил фотографов и журналистов в зал. Шеймус поймал его у выхода и, увидев синий фильтр телекамеры на лице Эссанжа, сфотографировал. Психологический портрет получился неожиданно, на ходу.

- Что вы для себя выделяете в работах World Press Photo этого года?

- Это серия Массимо Берутти - о преднамеренных убийствах в Карачи, в Пакистане. Бергутти пять лет работает в Пакистане, фактически безвылазно. У него скопился мощный материал - и про наводнения в Пакистане, и про повседневную жизнь. Но вот эта серия, которая показывает жертв после взрыва, людей в больнице, в морге, горюющих родственников - она передает тревожную обстановку, которая сложилась в стране. Начинаешь понимать эмоции, чувства - как люди там живут и испытывают вот этот страх. Причины убийств часто остаются невыясненными: они могут быть вызваны политическими, религиозными, уголовными мотивами. Общая обстановка в стране настолько бесконтрольна и настолько криминальна, что простой человек ни от чего не застрахован.

- World Press Photo в России упрекают, что этот конкурс выбирает карточки, которые сознательно смакуют насилие, которые уходят от чистого репортерства, беспристрастного, и предъявляет зрителю самую темную сторону жизни, отчасти спекулирует на чувствах зрителя по поводу катастроф, наводнений, человеческих трагедий. Что вы думаете об этих рассуждениях на фоне гибели людей на Волге, на фоне катастрофы "Булгарии"?

- Прежде всего, как мне кажется, есть общее непонимание профессии журналиста, фоторепортера и обстоятельств, с которыми он вынужден сталкиваться. К сожалению, невозможно избежать смерти из-за природных или техногенных катаклизмов.

Есть и еще один аспект, который характерен для нашего общества: ему, к сожалению, часто безразлично, что происходит в других странах, далеко от нас. Когда рядом с нами за три минуты тонет теплоход, мы какое-то время находимся в шоке и как-то соотносимся с ситуацией. Но катастрофы и трагедии происходят постоянно; возникают люди, которым нужна помощь разного характера. Важно об этом помнить. Выставка дает возможность за пару часов обойти и вспомнить все, что происходило в прошлом году. А затем - постараться, как гражданин, по мере возможности участвовать в решении этих проблем и помогать другим людям.