Второй международный кинофорум Петербурга

Режиссер Алексей Герман


Марина Тимашева: В Петербурге проходит Второй международный кинофорум. В его основной программе - два конкурса. Параллельно с форумом работает школа для молодых кинематографистов – киногород ''Метрополлис''. Рассказывает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Петербургский международный кинофорум с первых шагов постарался заявить о себе как о мероприятии, претендующем на место в ряду самых престижных кинофестивалей мира. Президент кинофорума - народный артист России, кинорежиссер и сценарист Алексей Герман-старший. В коллегию отборщиков, возглавляемую почетным президентом Международной Федерации кинопрессы Андреем Плаховым, входят Михаил Трофименков, Анжелика Артюх, Елена Слатина, Константин Шавловский, Сергей Сыч и Алена Шумакова. В основной программе Кинофорума - два конкурса. В основном конкурсе - ''Best of the best'', состязаются 10 картин-призеров международных фестивалей за прошедший сезон, программа ''Новые территории'' составлена из десятки мировых и российских кинопремьер. Второй, параллельный конкурс фестиваля также состоит из двух премьерных программ: ''Кинофорум - ГАЛА'', где участвует пять фильмов, не выходивших в российский прокат, и ''Петербургская эйфория'' - это 10 лучших лент сезона, также впервые представляемых российскому зрителю. Киногород ''Метрополис'', расположенный в пригороде Петербурга, Репино, возглавляет режиссер Александр Сокуров. Здесь проходят обучение около 200 молодых кинематографистов, чьи работы представлены на фестивале ''Метрополис''. О важности киноискусства вообще и Кинофорума в частности говорит Алексей Герман.

Алексей Герман: Кинематограф, состоящий из хороших фильмов, совершенно необходим ленинградцам, санкт-петербуржцам, дабы задуматься, понять какие-то вещи, прикипеть к ним душой. Совершенно не обязательно, что все будут ломиться на это, потому что вкус достаточно испорчен, но многим это даст какую-то зарядку в душу, может быть, даже, изменит жизнь. Я знаю человека, который, увидев картину ''La Strada'' или ''Дорога'' Феллини, когда она шла по Союзу, из города в город передвигался. Он стал другим человеком просто под влиянием вроде бы не картины-моралите, это никому не нужно, а соприкосновения с искусством. Если это считать неважным, то тогда неважно всё.

Татьяна Вольтская: Было очень интересно работать уже над программой прошлогоднего кинофорума, - говорит Андрей Плахов.

Андрей Плахов: В этом году фактически мы впервые делали фестиваль или кинофорум в полном масштабе. Его структура складывается из различных этажей, из коммуникаций между этими этажами. Здесь есть фильмы ретроспективные и фильмы, представляющие новейшие тенденции кинематографа. То есть это довольно сложная структура. Кинофорум складывается из целой сетки программ. В центре находятся две конкурсные программы, потому что конкурс это сердцевина каждого фестиваля. Одна из этих программ называется ''Best of the best''. Особенность ее в следующем: здесь не просто показываются фильмы, которые были показаны где-то на других фестивалях, даже лучшие фильмы, это фильмы, отмеченные наградами крупных международных фестивалей. Это могут быть Канны, Берлин, Роттердам, Гетеборг, Карловы Вары, Сан-Себастьен, Локарно, включая наши кинофестивали — Московский фестиваль, ''Кинотавр'' в Сочи - главный фестиваль отечественного кино. И специальное жюри должно оценить эти фильмы со своих позиций. Это не жюри из профессиональных кинематографистов. То есть 7 человек, которые представляют разные профессии — это может быть журналист, художник, балерина, человек, известный в обществе, но не связанный непосредственно с кинопроизводством. Только возглавляет это жюри один кинематографист - известный драматург и режиссер Рустам Ибрагимбеков. Кроме того, есть зрительское жюри. Зрители, которые придут в кинотеатры, проголосуют за лучший фильм.
Программа ''Новая территория'' это второй конкурс, здесь собираются фильмы, которые представляют нечто новое в развитии кино - новые тенденции, новые территории, даже в географическом смысле слова, новые имена, новые стили, новые темы, даже новые технологии. Это фильмы новые, которые действительно будут премьерами, и российскими премьерами, но, желательно, и международными тоже — некоторые фильмы нам удалось получить. Должен отметить сразу, что все фильмы на Кинофоруме, за исключением ретроспектив, это российские премьеры. Для нас это принципиально. Сейчас очень много фестивалей происходит не только в мире, но и в России. Только в последние два-три года появилось несколько новых фестивалей в разных городах - в Вологде, в Иваново, в Мурманске, в Москве. Каждый из этих фестивалей стремится получить премьеры. Работать над этой программой было достаточно сложно, мы иногда сталкивались с тем, что мы уже почти договорились по поводу какого-то фильма, а потом, по каким-то причинам, он уходил на другой фестиваль, мы вынуждены были от него отказаться. Но мы продолжали искать и сформировали программу, которая нам, в целом, кажется интересной.

Татьяна Вольтская: Есть у второго Петербургского Кинофорума и неконкурсная программа, состоящая из 8 самостоятельных проектов: ''Неизвестное кино нулевых'' - лучшие некоммерческие фильмы последнего десятилетия; ''Актуальное кино'' - этот проект представлен программой ''Кино на пороховой бочке'', подводящей итоги первого десятилетия эры терроризма, начавшейся 11 сентября 2001 года; проект ''Ретроспективы'' посвящен Марлену Хуциеву, Александру Рехвиашвили, Наоми Кавасе и Денису Коте; ''Кинотавр представляет'' - ленты, отмеченные призами Кинотавра; ''География кино: северный свет'' - фильмы об отношениях человека и городской среды; ''Ветер с Востока'' - программа для любителей ''азиатского колорита''; ''Итальянская мозаика'' - ретроспектива итальянского кино; последний проект посвящен анимации - ''Ночь анимационных фильмов'' от компании ''Disney''. Очень важная часть Кинофорума - молодежный Киногород ''Метрополис'' в Репино. Говорит его президент Александр Сокуров.

Александр Сокуров: Ни один кинорежиссер, ни один творческий работник в кинематографе никогда ничего не сделает сам, в одиночку. Я чего-то смог достичь только потому, что в течение всей моей жизни кто-то оказывался рядом, кто-то протягивал руку помощи. Без поддержки, без доброжелательной, расположенной среды, без плеча и руки, на которые можно опереться, ничего в кинематографе человеку не сделать. И это прекрасное начинание, как раз поддержка тех молодых людей, которым она больше всего нужна. Конкретная, простая, очень ясная, к сожалению, дорогостоящая, но очень важная потому, что помощь должна прийти вовремя. Хочу высказать, как президент вот этой части общего большого фестиваля, конечно, благодарность городу, потому что без участия города это было бы невозможно. Я сожалею, что Министерство культуры нашей страны, которое обязано поддерживать подобные акции, отказалось поддерживать наш фестиваль. Экономически мы не получили никакой поддержки из Москвы. Вот что это такое? Или это продолжающееся ненормальное, патологическое противостояние московских группировок и сил против Петербурга, или это близорукость какая-то. Мы обойдемся без этой помощи, но это производит очень неприятное впечатление по поводу задач, которые ставит перед собой наше Министерство культуры. Чем оно занимается, почему оно не рассматривает подобные обращения?

Татьяна Вольтская: Репутация Кинофорума еще только складывается, - так считает Андрей Плахов.

Андрей Плахов: Мы ставим задачу создать в Петербурге серьезный международный кинофестиваль. Это не значит, что мы говорим, что мы хотим догнать и перегнать Канны или еще что-то, мы просто хотим сделать хороший, серьезный фестиваль и общаться с другими кинофестивалями, что, собственно, нам и помогает делать программу ''Best of the best''. Мы показываем награждённые фильмы с этих фестивалей, эти фестивали становятся нашими партнерами, и мы, таким образом, как-то вписываемся в фестивальное движение. Но, прежде чем вписаться в международное фестивальное движение, нам надо вписаться еще в российское. Дело в том, что не существует проката, как такового, все сложнее становится показывать фильмы, имеющие художественное значение, и поэтому фестивали становятся как бы альтернативой этому. С этим связан бурный расцвет фестивальной деятельности в России. Фестиваль в Петербурге - новый, и для того, чтобы нам добиться, чтобы у нас была российская премьера, нам требуются определённые усилия, профессионализм. Короче, это работа.