Файнас Ньюборн-Младший был самым малоизвестным и самым малозаписываемым пианистом

ДС:- Родители дали ему библейское имя Phineas, Финеес. В Ветхом Завете он был сыном пророка Илии и братом Офни. Но друзья-джазмены отказывались от лишней гласной и звали его Файнас. Он и сам предпочитал быть Файнасом. Леонард Фезер в своей статье 61 года указывает:
- Phineas ратует за то, чтобы его имя произносилось, как «fine-us», с ударением на первой гласной.
Файнас родился в семье музыкантов: мать была пианисткой и певицей, отец ударником. Его полное имя Файнас Ньюборн-Младший. В свое время Арт Тейтум сказал Оскару Питерсону: «По убывающей ты идешь следующим за мной». То же самое сказал Оскар Питерсон в интервью Лену Лайонсу про Файнаса Ньюборна-Младшего.
Файнас Ньюборн-Младший был самым малоизвестным и мало записываемым пианистом из первой послевоенной десятки.
Где бы вы ни были, добро пожаловать на частоты «Свободы». В прилично прогретом эфире «Время Джаза» и ваш – ДС.

Phineas Newborn - Might As Well Be Spring 7:35 – (Phineas Newborn, Jr. – Solo – Bellaphon)

ДС: - «Might As Well Be Spring», «А может быть это весна…» Оскара Хаммерстайна и Ричарда Роджерса. Сольный концерт Файнаса Ньюборна-Младшего. 75 год, студия звукозаписи «Ardent Studios», что в Мемфисе. Ньюборн был записан другом многих лет Фредом Фордом.
Вопрос всплывает, как подводная лодка: почему столько тайных восторгов и тайной недружелюбности вокруг этого пианиста? Почему его нет в этом самом списке (Коул, Хайнс, Тейтум, Пауэл, Ширинг…), про который говорит Оскар Питерсон…? Потому что Файнас Ньюборн-Младший свершил невероятное восхождение на вершины джазового Олимпа (луга, заросшие стейнвеями и прочими ямахами), и начал исчезать: на несколько недель, на несколько месяцев, на несколько лет, а затем – навсегда.
Файнас был болен тяжелой формой депрессии; он двигался по жизни как бы боком, не по правилам, его развитие было слишком стремительным, его техника игры – ошеломительной, но, по причинам ускользающим, он не всегда мог наполнить свою феноменальную игру адекватными эмоциями, температурой и ражем… Он был изначально обречен быть великим мэтром и в то же самое время трагически проваливаться куда-то под паркет сцены….

Phineas Newborn, Jr. – Celia – 3:36 (Phineas Newborn Jr. - The Great Jazz Piano Of Phineas Newborn, Jr. – Contemporary)

ДС: «Celia», «Силья», имя известное еще римлянам. Композиция Бада Пауэла. Файнас Ньюборн-Младший – рояль; Лирой Виннегар – контрабас и Милт Тёрнер – ударные. Запись сделана 12 сентября 62 года. Винил Ньюборна-Младшего – «The Great Jazz Piano».
Вытащил из ниоткуда Файнаса Ньюборна-Младшего Каунт Бейси, который пригласил Джона Хэммонда послушать пианиста. В свою очередь перевоткрыватель талантов и продюсер, Джон Хэммонд позвонил Леонарду Фезеру и сказал, что невероятный молодой пианист играет в клубе «Pep’s» в Филадельфии в воскресенье. Фезер, джазовый критик, пианист и композитор, отправился вместе с Хэммондом послушать игру Ньюборна-Младшего.
«Я не был разочарован поездкой с Джоном и самим клубом, хотя обстановка была отнюдь не гениальной. Молодой человек играл на полуживом рояле, а ритм группа, его сопровождавшая, еле-еле поспевала за ним. Но Файнас Ньюборн-Младший умудрился сыграть абсолютно потрясающий сет, оправдав восторги Каунта Бейси…!»
Это текст самого Леонарда Фезера, датированный 55 годом. Что означает, что Файнасу было 24 года.


Nino Rota - The Godfather Waltz.mp3)

ДС: Для тех, кто хорошо знает музыку Нино Рота, «Амаркорд» такая же незабываемая музыкальная поэма, как «Маленькая ночная музыка» Моцарта или «Мои любимые вещи» в исполнении Трейна на сопрано-саксофоне. Но если в музыке к «Амаркорду» есть нечто от commedia dell’arte, в музыке к «Il Padrino», «Крестному отцу», Нино Рота практически душит слушателя слезами.
Конечно, это не джаз. Это, как оно называлось в «49», смежный жанр. Но европейское трио «Dolce Vita» (Клаудио Пунтин – итальянских кровей, гражданин Швейцарии – кларнет и басовый кларнет; Йорг Бринкаман - скрипка и Йоахан Финк – контрабас - оба из Германии) перевели на язык джаза музыку Нино Рота. В их исполнении скорбное «Il Padrino» постепенно переходит в смешливое веселье, а тягучий лейтмотив «Дороги» Феллини, «La Strada», превращается в затягивающий всех и вся танец.
Смежный жанр? Вполне удачное соседство!
Напомню, вы слушает «Время Джаза» на частотах «Свободы», из космоса или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в приходящем в себя от празднеств Париже, ваш ДС.

Phineas Newborn, Jr. - For Carl – 7:27 (Phineas Newborn, Jr.- A World of Piano! - Contemporary Rds)

ДС: «For Carl», «Для Карла» - трогательный вальс контрабасиста Лироя Виннегара. Карл – это пианист Карл Пёркинс, один из лучших фанковых пианистов хард-бопа. Он удержался на нашем шарике всего 30 лет – еще одна жертва overdose.
С Файнасом Ньюборном-Младшим (рояль) играли: Сэм Джонс – контрабас и Луи Хейз – ударные. 21 ноября 61 года.
Ньюборн-Младший для джазменов что-то вроде летучего голландца. И не только потому, что он появлялся из кипящего тумана и исчезал в вое ветра, а потому что был технически великолепен, и всё же явно принадлежал к «списку», к последователям Арта Тейтума, Бада Пауэлла и Оскара Питерсона, но более чем часто, потрясая скоростью и только что придуманным новым приемом, не успевал наполнить игру столь необходимой температурой: 37 и 2.
Чуть-чуть лихорадки.
Каунту Бейси или Джо Хэммэнду было ясно, какое блестящее будущее у этого пианиста, в какой фейерверк он превратиться в самое ближайшее время. Но это время не наступало: Файнас Ньюборн-Младший все чаще впадал в депрессию и исчезал в клиниках. Проще, он никак не мог довоплотиться…

Phineas Newborn, Jr. - Love Me or Leave Me – 3:08 (Phineas Newborn, Jr. – Solo – Bellaphon)

ДС: «Love Me or Leave Me», «Либо люби меня, либо уходи…», логично! Стандарт Уолтера Доналдсона и Гаса Кана. Файнас Ньюборн-Младший, соло. 75 год, Мемфис.
Ньюборна (в поздние годы две буквы Jr. – Младший - отпали) называли «пианистом с четырьмя руками». Кен Ходжес в «Jazz Journal» писал в 86 году: «… не раз говорилось о том, что у Ньюборна самая быстрая правая рука со времен Арта Тейтума. В ответ на что он прятал правую руку в карман и играл целиком пьеску – одной левой. Когда же он играл и правой и левой, он был способен дублировать правой рукой партию левой октавным удвоением». КЦ
Оскар Питерсон в интервью Лену Лайонсу комментировал это так: «Мне кажется, что бессознательно, я перестал на какое-то время делать тоже самое. Мне не хотелось, чтобы возник спор, кто первым придумал это двуоктавное удвоение….»

Пианист Джейсон Морэн, (75 года рождения, Хьюстон, Техас) выиграл тройной ежегодный приз критиков журнала «DownBeat»: лучший музыкант года, лучший альбом года и лучший пианист года. Полностью результаты 59 ежегодного опроса критиков будут объявлены в августовском номере журнала, который появится в киосках с опережением календаря. Певица Эбби Линкольн и контрабасист Пол Чэмбэрс так же объявлены призерами конкурса и введены в «Зал Славы» журнала. Оба введены в «Зал Славы» посмертно: певица покинула наш мир в прошлом году в возрасте 80 лет, а Пол Чэмбэрс – в 69 году. За него голосовали члены комитета ветеранов.

Phineas Newborn - I'll Remember April – 7:39 (Phineas Newborn Trio - Fabulous Phineas – RCA)

ДС: «I'll Remember April», «Я запомню апрель», тема, столь близкая сердцу Билла Эванса. Музыку написал Джин де Пол в 42 году. Естественно, это стандарт, а значит со словами: Патриции Джонстон и Дона Рея, но это уже другая история. Хотя сама Джюди Гарленд исполняла ее на американских коротких и средних…
Файнас Ньюборн (фортепьяно) играл с братом Кэлвином – гитара; Джорджем Джойнером – контрабас и Дензилом Бестом – ударные.
Ну, а теперь к лучшему, любимому врагу… Возьмем октавой ниже – к сопернику… К Оскару Питерсону:

Oscar Peterson - I'll Remember April – 3:35 (Oscar Peterson -- The Canadian Giant - SAGA)

ДС: Все тот же (подозревайте, воображайте, что угодно!) незабываемый апрель! Всё же от гормонов никуда не деться! «I'll Remember April» в исполнении (невероятная деликатность!) Оскара Питерсона, рояль и Мейджора Холи – контрабас. 8 мая, 1950 года. Здесь, что приятно, видна вся родословная Оскара…

Лучшие годы моей жизни прошли в Крыму, в бывшем Планерском, в Коктебеле, по большей части вне отпускного и столь нелюбимого сезона. Это был Коктебель ничем не похожий на нынешний. Но это был волшебный пяточек территории Союза Нерушимых, где советская власть не слишком на вас наезжала. Я привозил в Коктебель мой первый («Сони») кассетник и громадный коротковолновый «Грюндик».
В те семидесятые в знаменитом доме, построенном чуть ли ни из фанеры, звучали и Билл Эванс, и Дейв Брубек, и Майлз со друзьями. Глушили Планерское небрежно и, особенно в холмах, на полпути в Библейскую долину, «Грюндик» брал чисто и отчетливо голос Анатолия Максимовича Гольдберга – звезды русской службы BBC, с которым мне довелось познакомиться в Лондоне за два года до его кончины.
Второй звездой был Уиллис Коновер и слегка знобило в жаркие сентябрьские вечера оттого, что рядом с заставой, с вертолетной площадкой и фанерным танком, в степных колючках и в полыни раздавался и его голос: - This is Willis Conover and Jazz Hour…
Кассиопея, сваливающая за Сююрюк-Кая, ровные накаты прибоя и, конечно же, «Take the «A» Train» на три метра, на пять, не долетающий до заставы…
Финишная прямая «Времени Джаза». Волны «Свободы» и наш сайт svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Фестиваль «Джаз Коктебель» родился в 2003 году. То была частная инициатива Дмитрия Киселева и «мамы» фестиваля, его бессменного руководителя, руководительницы, Лилии Млинарич. В этом году «Джаз Коктебель» по традиции пройдет в сентябре – с 15 по 18-е.
Мог ли я мечтать в семидесятых об этом? Только в дурдоме!

Lee Morgan - Sonic Boom – 6:15 (Lee Morgan -- Sonic Boom -- Blue Note)

ДС: «Sonic Boom», «Звуковой удар» - само собой при преодолении звукового барьера. Композиция трубача Ли Моргана, который родился в Фили, Филадельфии, штат Пенсильвания, 10 июля 38 года. Ли повезло: в детстве он мечтал о виброфоне и лупил фетром по доступному ксилофону до тех пор, пока его сестра, Эрнестайн, на его 13-й день рождения не подарила ему трубу. В нее он и вылетел.
В 18 лет он играл в оркестре – кого? – Диззи Гиллеспи.
Но, не забыть бы, состав: Ли Морган – труба; Джюлиан Прайстер – тромбон; Джордж Коулмэн – тенор; Харольд Мейбёрн – рояль; Уолтэр Букер – контрабас и Мики Роукер – ударные. Руди ван – на контроле записи, Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси, 14 апреля 67 года.
Ли отправился назад на небеса в 33 года. Не стоит спрашивать почему. Но он успел записать 25 пластинок в роли лидера и сыграть, добавим ноль, с 250 любимыми (лидирующими) джазменами эпохи. Ли был настолько (и неоспоримо) влиятельным, что это он дал понять Арту Блейки, что на место ушедшего из «Вестников Джаза» гениального Бенни Голсона нужно взять никому неизвестного Уейна Шортера. Можно только пожалеть о том, что талант Ли так трагически оборвался в 33 года.
Расстанемся мы на еще одной композиции Ли Моргана «Боже, что за ночь!», «Boy, What a Night!». Ли – труба; Джо Хендерсон – тенор-сакс; Барри Харрис (еще один поклон дому Ники Кёнигсвартер!) - рояль; Боб Крэншо – контрабас и Билли Хиггинс – ударные.
Под эту пьеску с многосмысленным названием позвольте раскланяться. Подкасты «Времени Джаза» ждут вас на сайте «Свободы» svobodanews.ru. Ваш ДС снова будет в вашей компании ровно через неделю. Приятных вам атмосферных явлений, всех благ, чао, бай-бай!

Lee Morgan - Boy, What a Night – 6:03 (Lee Morgan -- Sonic Boom -- Blue Note)