Экзамен по журналистике сдали не все

Студенты МГУ имени Ломоносова

Факультет журналистики Московского государственного университета имени Ломоносова в результате скандала изменит в будущем году правила проведения творческого конкурса для поступающих. Руководство факультета приняло такое решение после конфликта с журналистами, приглашенными в приемную комиссию и абитуриентами, которых удивило снижение экзаменационных баллов за собеседование.

Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова объясняет, что практика перепроверки всех высших и низших баллов существует давно. Этот год – не исключение: недовольные пересмотром подают апелляцию, ее рассматривают и либо восстанавливают прежние баллы, либо оставляют апелляцию без удовлетворения.

Но на сей раз одна из абитуриенток, которой снизили оценку, обратилась не на факультет с апелляцией, а к одному из приглашенных экзаменаторов – заместителю главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Владимиру Варфоломееву. В письме, отправленном по электронной почте, девушка пишет:

"У меня – 12 баллов из 30, и мне интересно, что я сделала/сказала неправильно, помните ли Вы какие-нибудь ключевые ошибки? Надеюсь, Ваш ответ поможет мне разобраться и больше в жизни таких ошибок не допускать".

Владимир Варфоломеев решил ответить на письмо, заглянул в записи, которые делал на собеседовании, и удивился:

Оценки, выставленные экзаменаторами, потом (как я понял, руководством факультета) пересматриваются – в случае, если возникают сомнения, скажем, в объективности или адекватности такой оценки, пересматриваются высшие и низшие баллы
– Я обнаружил, что наша комиссия поставила ей 30 баллов... Это максимально возможная оценка. За сочинение максимум – 70, за устную часть творческого конкурса – 30 баллов, которые потом плюсуются к результатам ЕГЭ. Я начал обзванивать знакомых преподавателей журфака МГУ. Некоторые из них разводили руками, говорили: "Мы ничего не знаем о том, как оценка могла измениться". Потом я позвонил в приемную комиссию – человеку, который проводил своеобразный инструктаж со всеми членами экзаменационной комиссии. Тот мне объяснил, что на факультете существует давняя практика, когда оценки, выставленные экзаменаторами, потом (как я понял, руководством факультета) пересматриваются – в случае, если возникают сомнения, скажем, в объективности или адекватности такой оценки, пересматриваются высшие и низшие баллы.

Владимир Варфоломеев решил разобраться, почему выставленная его экзаменационной комиссией оценка была снижена:

– После того, как "Эхо Москвы" получило разъяснение от минобразования, которое открестилось и заявило, что никаких указаний на сей счет оно не выпускало, и после того, как ректор МГУ Садовничий отменил весь этот пересмотр, наверное, можно усомниться и в обоснованности действий руководства журфака. В том заявлении, которое подписано, в частности, Садовничим, не говорится ни о каких оргвыводах, кроме того, что руководству журфака рекомендовано больше так не поступать. То есть им погрозили пальчиком, сказали: "Ребята, ай-яй-яй, нехорошо, больше так не делайте". Но мне кажется, что какое-то расследование – может быть, внутреннее, может быть, внешнее – должно быть проведено. Очевидным образом были нарушены права нескольких сотен абитуриентов, оценки которых пересматривались. Какие-то выводы должны за этим последовать, – считает Владимир Варфоломеев.

Выводы последовали: руководство факультета объявило о том, что правила проведения творческого конкурса в следующем году будут изменены. О том, что именно изменится, рассказал президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский:

– Правила эти утверждаются на год. И на этот год в том числе было правило, что все работы, имеющие самые высокие и самые низкие баллы, перепроверяются, чтобы исключить всякого рода недоразумения и подтвердить выставленные оценки. В этом году, когда стали смотреть эти оценки, возникли трудности, связанные с тем, что очень многими журналистами были проставлены высшие баллы за творческий конкурс – 100-балльные оценки. И когда эти работы просматривали, принимали решение о снижении этих оценок. И вот тут некоторые из этих студентов и участников комиссий высказали свои возражения. Они были рассмотрены на приемной комиссии под председательством ректора Московского университета Садовничего, и она приняла решение оставить эти завышенные оценки. Таким образом, этот конфликт был разрешен.

– Информагентства сообщают, что на факультете будут проводить внутреннее расследование – как случилось, что снижали оценки. Или ничего подобного не будет?

Мы вынуждены привлекать к работе комиссии журналистов, которые, не будучи профессиональными преподавателями, рассматривают это как приятную дополнительную нагрузку, полагая, что они могут помочь хорошим людям у нас учиться
– Оценки снижались справедливо, потому что ставили их журналисты, которые не прошли инструктаж. Они ставили высокие оценки всем, кто к ним приходил, особенно детям своих знакомых. Что мы можем сделать? Когда мы прослушали ответы, оказалось, что они были недостаточно содержательными. Тот объем изучения творческих возможностей, который должен быть проведен в ходе экзамена, не был выполнен, поэтому эти оценки и снижали.

– Кто принимал решение о том, что нужно изменить оценку?

– Руководители комиссии творческого конкурса рассматривали оценки и принимали решение в соответствии с процедурой. Мы вынуждены привлекать к работе комиссии журналистов, которые, не будучи профессиональными преподавателями, рассматривают это как приятную дополнительную нагрузку, полагая, что они могут помочь хорошим людям у нас учиться. Они прямо говорили этим ребятам: мы вам всем поставим высший балл. Ну что делать? Мы, конечно, должны задуматься над тем, как и кого привлекать к творческому конкурсу.

– То есть вы будете строже подходить к отбору журналистов в приемную комиссию?

– Нет, мы просто требовать, чтобы они брали на себя обязательства быть объективными. Каждый наш экзаменатор дает такое обязательство – что он не занимался репетиторством и прочее. И аналогичные обязательства мы будем брать с журналистов. Мы думаем о том, как усовершенствовать формат самого творческого конкурса, сделать его более соревновательным.

– В интернете появились подозрения, что на факультете продвигают каких-то избранных абитуриентов...

– Продвигают избранных абитуриентов как раз журналисты. Это дети их приятелей и просто их знакомые. Преподаватели наши этого не делают, и у нас нет интереса оказывать давление.

В интервью РС президент факультета журналистки МГУ Ясен Засурский сказал также, что это первый на его памяти конфликт между руководством факультета и приглашенными специалистами.

А главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов после проведенного расследования рекомендовал своим журналистам не участвовать в приемных экзаменах на журфак МГУ до тех пор, пока все правила не станут прозрачными и известными – и абитуриентам, и членам комиссии.