Ушел из жизни Александр Авдеенко

Александр Авдеенко

На 74-м году жизни скоропостижно скончался Александр Александрович Авдеенко, бессменный главный редактор газеты "Экран и сцена".

Он родился 25 мая 1937 года. В 1959-ом закончил факультет журналистики МГУ. В 1971-1979 годах – редактор отдела литературы и искусства "Недели", с 1979-го – редактор отдела, член редколлегии газеты "Советская культура". В 1990 году основал газету "Экран и сцена" и до последнего дня жизни был ее главным редактором. Автор огромного числа статей в журналах и газетах, сценария документального фильма "Большой театр вчера и сегодня" (1976 год), телефильма "Жизнь в танце" (1979 год).

Александра Авдеенко вспоминает Борис Берман, в конце 80-х – начале 90-х он был заместителем главного редактора "Экрана и сцены":

– Саша – из числа тех людей, которые формировали целые журналистские поколения. То, что он прошел все стадии журналистики в Советском Союзе, не сделало его номенклатурным скотом, которых мы много знаем, а сделало его таким ироничным сопротивленцем. И вот это сопротивление – вполне ощутимое, но ироничное – он передавал другим людям. Я просто видел, как он работал с авторами, как он мог многому научить людей.

В моей жизни он действительно сыграл значительную роль. Потому что если бы он меня не соблазнил уйти с того места, на котором я просидел больше 10 лет (в АПН), то неизвестно, как бы сложилась моя судьба. Он меня просто в это море окунул, если угодно, и мы поплыли в газете "Экран и сцена". Плавание было очень интересным, потому что Саша откликался на все новое, что тогда возникало в нашей культурной жизни. Газета делалась не только как культурная газета, а как социокультурная. Именно умение находить точки пересечения с социальной реальностью мне было очень дорого в Саше. Мы на этом с ним сошлись.

Он был человеком невероятного обаяния, человеком невероятной эрудиции – об этом скажут все, кто с ним работал. Иногда он забывал о работе и мог часами, буквально часами рассказывать о каких-то встречах в своей жизни. Причем у меня такое ощущение, что он был знаком буквально со всеми. Я, по совести сказать, не слышал ни одного плохого слова о нем как о журналисте ни от кого, кроме одного человека, имя которого я называть не стану – потому что он и сейчас действует как черная, желтая фигура отечественной журналистики. В Саше всего этого не было. Он мог требовать, просить, планировать острые материалы, но никогда в них не было желтизны.

Он был интеллигентный человек. Это такая простая формулировка, но мне кажется, что мы немногих можем наградить этой формулировкой.

Фото: Библиотека иностранной литературы