Режиссер Виталий Манский – о смерти кино в российском прокате

Виталий Манский

Редкий российский фильм долетает до кинопроката. Так что, выход в прокат фильма Виталия Манского "Родина или смерть" можно считать событием, тем более что это документальная картина. Поначалу казалось, что она будет переезжать с одного зарубежного фестиваля на другой. И вдруг – радостная новость, фильм вышел сразу в нескольких кинотеатрах.

Режиссер Виталий Манский рассказал Радио Свобода о подробностях:

– В Москве фильм вышел в 8 кинотеатрах, и он идет по стране – пока в Питере, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Красноярске, - перечисляет Виталий Манский. - Города, что удивительно, подключаются к прокату этого фильма. Я не знаю механизма, как документалист, про прокат не все понимаю, но он идет. И вообще для документального кино выход в прокат – это редкая история, и для меня это тоже событие. И я так посматриваю, что и в интернете что говорят. Один парень пишет: "Вот я посмотрел фильм. Странное дело – сижу вроде в кинотеатре, и ничего не бухает и не стреляет. Но при этом мне интересно". От искренности и простоты высказывания я поймал себя на том, что ведь это правда: человек, который приходит в кинотеатр, уже как-то привык, что будут какие-то трансформеры разбираться, собираться… Просто человек перестал ожидать от киноэкрана серьезного с ним разговора. И в этом смысле выход моей картины – это, может быть, еще один такой шажочек для директоров кинотеатров, для людей, которые живут вокруг этого кинотеатра, для людей, которые вообще потеряли веру в кинотеатр. Шажочек к восстановлению этого доверия.

– А вы обращали внимание, сколько стоят билеты в московских кинотеатрах?

– Честно сказать, не очень. Но у нас в Москве вообще все стоит дорого. "Артдокфест" мы проводим и говорим: "Давайте сделаем дешевле", но не получается. Такая ценовая политика – 200 рублей билет. Это сильно ограничивает зрительский потенциал! Но я не могу сказать: нет, давайте бесплатно покажем или там по 50 рублей будем билеты продавать. Не могу сказать, потому что я не знаю эту экономику. Но, с другой стороны, идем по улице, смотрим, сколько людей сидит в кафе – огромное количество. А мы же прекрасно понимаем, сколько стоит в кафе стакан чистой воды. То есть человек готов на 15 минут зайти в кафе, но не готов пойти в кинотеатр. В целом посещаемость кинотеатров, их заполняемость – 18 процентов по России. По сути, фильмы идут в пустых залах.

– Вы сказали, что, как режиссер-документалист, не разбираетесь в прокате, не понимаете, что там происходит. Но то, что там происходит, похоже, понимают только сами прокатчики, и то не до конца.

– Я знаю, что посещаемость убийственно слабая. Но когда я говорю это прокатчику, владельцу кинотеатра, он говорит: "Да что ты! Вот у нас на такой-то картине, – и называет выдающийся фильм, – сидело три человека в зале, а у вас – 11. Это у нас аншлаг!" Пусть так, но, конечно, в этом смысле все фестивальные показы – куда более приятная история, там набивается полный зал. Но вот сейчас идет в прокате "Пина". Я сам чуть не упал в обморок, когда стоял в очереди, чтобы войти на "Пину" в большой зал "Октября", где 1100 мест. А теперь она вышла в прокат, и на нее приходят три человека.

"Пина" – фильм Вима Вендерса, который снят в 3D. Но дело, конечно, не в том, в какой технологии он снят, хотя это важно, а в том, о ком и кем он снят. А снят он о Пине Бауш, великом хореографе, главе Вупертальского театра танца. Вим Вендерс заканчивал этот фильм, когда ее уже не было в живых.

– Он вышел в прокат 28-го июля, в один день с моим фильмом. Показательно, что, по сути дела, на фестивале посмотрело эту картину больше зрителей, чем ее сейчас посмотрят в Москве за все время проката. Парадокс.

– А на фестивали фильм "Родина или смерть" поедет ли? Есть уже приглашения?

– Да, у нас есть приглашения от главного мирового фестиваля документального кино – от Канн. А всем российским фестивалям от мала до велика, вплоть до дворовых фестивалей, мы будем давать картину, потому что я хочу, чтобы ее смотрели на экране. Единственное, что вот попросили картину в фестиваль в небольшом городе Канске, в Красноярском крае, и мы сказали: да. Но оказалось, что в этом городе нет такой проекции, нет цифрового зала. Поэтому мы будем его давать, но мне бы хотелось, чтобы люди увидели фильм, а не его тень.