Очередной выпуск "Сочинского дневника"

Кирилл Кобрин: Как Сочи готовится к Олимпиаде 2014 года, о том, какие проблемы это приносит местным жителям, соседям, окружающей среде – обо всем этом рассказывает мой коллега, обозреватель Радио Свобода Олег Кусов.
Строительство олимпийских объектов в Сочи сопровождается уничтожением памятников материальной и духовной культуры черкесского народа - дольменов. Об этом заявляют представители черкесских общественных движений. На их взгляд, российские власти, озабоченные выполнением графика строительства многочисленных объектов, не считаются с интересами черкесов. Эти и другие многочисленные факты вынуждает их сделать вывод о том, что нынешняя кавказская политика Кремля – это своеобразное продолжение политики Российской империи в регионе. С черкесскими общественными деятелями и экспертами беседовал Олег Кусов.

Олег Кусов: Представители черкесских организаций, когда речь заходит об их сложном диалоге на тему Сочинской Олимпиады с Москвой, зачастую обращают внимание на то, что спортивный праздник состоится в 150-ую годовщину окончания Кавказской войны. В результате этой войны погибли сотни тысяч черкесов погибли, сотни тысяч были изгнаны в Турцию (по некоторым данным, этот крупный народ в результате завоевательных войн России на Кавказе в 19 веке лишился от трехсот до девятисот тысяч человек), были стёрты с лица земли сотни селений. За 150 лет Россия так и не дала политическую оценку тем событиям. Черкесские общественные деятели всё же надеются, что подготовка к Олимпиаде заставит российские власти обратить внимание на эту проблему, учесть черкесский фактор. Если этот фактор будет проигнорирован, то это может осложнить отношения Москвы с черкесской диаспорой. Говорит руководитель Краснодарской краевой общественной организации «Адыгэ Хасэ» Аскер Cохт.

Аскер Сохт: Олимпийское движение изначально пытается держаться в стороне от различной политической проблематики. Но применительно к сочинской олимпиаде, вы правы, что совпадение произошло важных исторических событий, трагических и место проведения олимпиады. Это создает определенную психологическую проблематику, политическую проблематику. В силу этого возникают различные подходы к этой проблеме.

Олег Кусов: Черкесские общественные организации не едины в подходе к истории российско-черкесских отношений 19 века. Но в отношении сегодняшних проблем их позиции во многом совпадают. Лидер кабардинского общественного движения «Адыге Хасэ» Ибрагим Яганов, утверждает, что сегодня в планы его движения бойкот Сочинский Олимпиады не входит, несмотря на то, что подготовка к Олимпиаде сопровождается уничтожением уникальных памятников духовной и материальной культуры черкесского народа - дольменов. Говорит Ибрагим Яганов.

Ибрагим Яганов: Сейчас в боевой комплект бульдозериста на Красной поляне входит саперная лопата и металлоискатель. Уничтожается целый исторический пласт нашего народа, который остался на Красной поляне. Под бульдозер сгребаются основания старинных сел, кладбищ, дольменов. Планируется строить железную дорогу, которая идет по пляжу, его перенесут в горы. Это по ущельям, где раньше располагались села. Это около 600 дольменов, несколько сотен остатков сел, кладбищ.

Олег Кусов: Черкесские организации с прошлого года стали поднимать тему геноцида своего народа в 19 веке со стороны Российской империи. Уничтожение исторических памятников в рамках подготовки к Олимпиаде некоторые активисты черкесского движения называют своеобразным продолжением колониальной политики на Кавказе. Олимпийская хартия, напротив, предполагает достижение согласия между властями государства и проживающими на территории проведения Игр различными этническими и социальными группами, напоминает Ибрагим Яганов.

Ибрагим Яганов: Я могу говорить от имени общественного движения, которое возглавляю, круга своих друзей и соратников. Мы считаем, что Россия обязательно должна учесть фактор участия черкесских народностей в Олимпиаде, особенно в открытии. Мы не против олимпийских принципов, мы против Олимпиады в таких формах.

Олег Кусов: В Москве полагают, что некоторые международные черкесские организации под видом заботы об исторической памяти занялись политикой, подыгрывая антироссийским силам. Говорит московский политолог Алексей Мухин.

Алексей Мухин: В российских органах власти и в спецслужбах очень внимательно следят за развитием проекта Большая Черкессия, особенно в вопросе, который связан с геноцидом черкесов. Совершенно очевидно, что этот вопрос, эта проблема будет педалироваться, и по мере приближения к Олимпиаде-2014 все больше и больше, и будет являться фактором для того, чтобы дестабилизировать обстановку в регионе.

Олег Кусов: Несмотря на недавние разногласия черкесов и грузин, связанных с поддержкой адыгских народов родственных абхазов в войне против Грузии, Ибрагим Яганов и его единомышленники стали смотреть на Тбилиси как на самого близкого союзника в борьбе за признание черкесского геноцида. Однако ни одна страна в этом вопросе Грузию не поддержала.

Ибрагим Яганов: Мы надеемся, что в ближайшее время к признанию геноцида присоединятся еще и страны Прибалтики, Польша, Финляндия. Есть еще страны, с которыми мы можем разговаривать.

Олег Кусов: Но Москву решение грузинского парламента о признании геноцида черкесов только укрепило во мнении, что Грузия попытается использовать черкесскую карту в своей антироссийский игре, объявив бойкот Сочинской Олимпиаде. Говорит Алексей Мухин.

Алексей Мухин: Дело в том, что парламент Грузии принял решение исходя из политических соображений. Судя по всему, аргументы, которыми пользовались ученые, которые доказывают наличие геноцида, они убедили остальных участников процесса. Хотя нельзя исключать того, что в течение времени тот же польский парламент или прибалтийский парламент присоединятся к этому решению.

Олег Кусов: Грузинские эксперты убеждены, что официальный Тбилиси не откажется от розыгрыша черкесской карты, но существенных результатов в этом вопросе не добьётся. Говорит Паата Закарейшвили.

Паата Закерейшвили: Я думаю, что грузинский парламент это не примет. На уровне трех-четырех человек, на уровне президента, премьер-министра, министра внутренних дел, парламент утверждает то, что они принимают решение. Я думаю, был предмет политического решения через парламент. Раз они приняли через парламент такое решение, то это серьезное заявление. Я думаю, что они не оставят тему спокойно, иначе парламент не принял бы такое решение. Никакого толка от этого не будет. К сожалению, надо признать, что пропагандистские заявления грузинских властей потом уходят в песок. Они рассчитывают на антироссийскую коалицию, которая в Европе так или иначе существуют, на уровне прибалтийских стран, в Польше, в Восточной Европе есть конфликт антирусского настроения, и они на это рассчитывают.

Олег Кусов: Представители «Адыге Хасы» не удивлены позицией Москвы, которая отрицает факт геоцида черкесского народа в 19 веке, но озадачены вопросом, почему российские власти препятствуют процессу возвращения потомков изгнанных в результате Кавказской войны черкесов. Говорит Ибрагим Яганов.

Ибрагим Яганов: Были некоторые высказывания, которые делают попытки доказать, что никакого геноцида не было, что черкесы добровольно переселились в Турцию, что тогдашняя временная администрация просто пыталась цивилизовать местные племена, а они, будучи полудикими, отказались на эти условия и выдвинулись в Османскую империю исключительно по религиозным соображениям. Это не соответствует действительности, и мы не можем согласиться с такой официальной версией.

Олег Кусов: Время компромиссов во взаимоотношениях российских властей и представителей международных черкесских организаций ещё не прошло, полагает Аскер Сохт.

Аскер Сохт: Не нужно изобретать велосипед. Взаимодействие Олимпийского комитета и представителей коренных народов имеет определенную традицию. Эта традиция продемонстрирована прекрасно в Канаде, в Австралии, в Соединенных Штатах Америки. Мир, общественность мировая ждет от черкесов именно таких подходов, а в свою очередь черкесский мир от организаторов Олимпиады ждет уважения к своим традициям, к своей истории, к своей культуре. На сегодняшний момент, к сожалению, нет должного диалога, в силу этого возникают масса политических трений.

Олег Кусов: Многие эксперты считают, что Москва по-прежнему не рассматривает черкесскую проблему как серьёзную помеху в процессе реализации Олимпийского проекта, в отличие от, например, трудностей при переселении части жителей Имеретинской низменности в новые посёлки или споров с международными экологическими организациями.