Генерал в отставке Владимир Овчинский - о беспорядках в Лондоне и российских параллелях

Владимир Овчинский, генерал-майор МВД в отставке

Пятый день в Лондоне не прекращаются уличные беспорядки, грабежи, поджоги зданий, столкновения молодежных банд с полицией. Беспорядки распространяются на всё новые районы британской столицы, и даже за ее пределы. Грабежи уже происходят в Бирмингеме, Ливерпуле, Манчестере, Бристоле.

Ситуацию комментирует генерал-майор МВД в отставке, бывший руководитель российского бюро Интерпола Владимир Овчинский:

- Недавно по "Евроньюс" выступала женщина-инспектор, который надзирает над полицией Лондона (сама темнокожая). Она сообщила свою версию, которая несколько отличается от того, что сообщал Скотланд-Ярд.В Скотланд-Ярде четко сказали (как это обычно делают наши правоохранительные органы) что убитый полицией - член банды, что "мы его застрелили правильно, и никаких оснований для беспорядков не было". А инспектор говорит, что был застрелен человек, но причина конфликта была неизвестна.

Когда собралось около 300 человек - его родственников и соседей, они просили, чтобы кто-то с ними поговорил. С ними никто не говорил (как обычно это делается и у нас в России). И в результате вспыхнули такие беспорядки, которые потом перекинулись на многие районы Лондона, на другие города. Неумение говорить с населением - этот фактор проявился и в Лондоне, и он все время проявляется у нас, в России. Это показали события во всех "горячих" точках, которые были за последнее время. Я не говорю уже о Кущевке, но Сагра - это самый яркий момент, Гусь-Хрустальный и Большая Талда в Кузбассе и прочее, и прочее.

В Лондоне нападения в ходе беспорядков начались, как протест против действий полиции, а переросли в криминальные нападения, которые уже контролировались лидерами криминальных структур, уличных банд. Объектами нападения стали магазины, торговые центры. По этому критерию у нас ситуация, я думаю, не может развиваться по аналогии с британской.

Почему? Если в Британии все бутики, тем более торговые центры, принадлежат людям, относящимся к среднему классу или к богатым людям, то у нас в регионах это все относится к структурам, которые раньше назывались структурами ОПГ. Возьмем любой регион - кому принадлежит торговый центр? Если посмотреть владельца, то окажется, что это в основном люди, которые раньше состояли на учете в ликвидированных ныне РУОПах. Поэтому уличные ОПГ не будут нападать на самих себя. Они прекрасно знают, кому принадлежат торговые центры, кому какие магазины, они понимают, что с ними будет разбираться не полиция, а те, на кого они напали.

Если вы помните, беспорядки, которые были в Москве во время не последнего, а предыдущего чемпионата мира по футболу, когда Россия проиграла, то на Манежной площади жгли машины, разбирались между собой, но на магазины нападений не было. Ну, в Москве пару витрин разбили, но нигде не было ничего похищено. У нас если начнется социальный протест, он будет направлен не против торговцев, он будет направлен против госорганов, скорее всего.

Если мы сравним с Британией, то это совершенно другое. Как опять-таки сообщили "Евроньюс" и Би-Би-Си, теперь в Лондоне местные граждане - которые не относятся к уличным бандам, а просто жители тех районов, где произошли беспорядки - самоорганизуются в некие дружины, как это было у нас в Москве после известных взрывов перед началом второй чеченской войны. В социальных сетях все призывы самоорганизовываться идут от ультраправых в Британии. Они сейчас воспользовались тем моментом, что в основном бунт был со стороны цветного населения (ну, процентов 80 это были темнокожие люди), для того, чтобы перетянуть в свои ряды значительную часть молодежи, ранее не входящей в уличные банды.

Мы все время говорили, что нам надо стремиться к стандартам полиции западноевропейских государств. Мы увидели, насколько неэффективна эта полиция. Британцы боятся выступить в роли силовых структур Асада, потому что сама Британия осуждается подавление антигосударственных выступлений в Сирии. Сама Британия выступала против подавления антигосударственных выступлений в Ливии. А теперь они сами столкнулись с тем, что надо подавлять протест.

Но здесь не социальный, а социально-криминальный протест, хотя его можно назвать и социальным протестом. Бутылками с зажигательной смесью орудует в основном молодежь, которая вырвана из жизни. Это безработная молодежь, 30-летние, которые не имеют возможности ни работать, ни учиться, а живут только на пособие. И вот эта взрывная ситуация вывела их на улицы и выразилась в форме уже социально-криминального протеста.

Полиция остолбенела... Даже не столько полиция, поскольку полиция - всегда инструмент в руках политических сил. Остолбенел политический истеблишмент Великобритании Судя по отзывам, народ просто возмущен такой мягкостью: громят, избивают, отнимают вещи - а полиция адекватных мер не принимала и не принимает до сих пор.