Владимир Кара-Мурза - о тактике белорусской оппозиции

Директор общественного центра "Весна" Алесь Беляцкий

В "Гранях времени": правозащитники Татьяна Ревяка и Юрий Джибладзе и журналист Ирина Петерс.
Во вторник, 9 августа, стало известно, что в Белоруссии возобновлено уголовное дело в отношении лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько. Он обвиняется в организации массовых беспорядков, происходивших в Минске после президентских выборов в декабре прошлого года. Начальник следственного управления предварительного расследования Казакевич проинформировал Анатолия Лебедько о том, что "предварительное расследование по уголовному делу возобновлено первого августа. О принятом процессуальном решении Вы будете уведомлены дополнительно".

Редактор сайта www.charter97.org Наталья Радина во вторник в ходе внеочередного заседания комитета по иностранным делам Сейма Литвы заявила, что преследование Алеся Беляцкого и правозащитного центра "Весна" является жестоким ударом по семьям политзаключенных в Белоруссии. Беляцкий был арестован в Минске 4 августа, на следующий день министерство юстиции Литвы официально признало, что передало белорусским правоохранительным органам информацию о финансовой деятельности белорусской оппозиции.



Владимир Кара-Мурза: Посол Литвы в Белоруссии Эдминас Багдонас принес извинения супруге белорусского правозащитника Алеся Беляцкого, задержанного недавно по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Извинения связаны с тем, что литовские власти оказались косвенно причастны к уголовному преследованию Беляцкого: они предоставили Белоруссии информацию о его банковских операциях.
Руководитель правозащитной организации "Вясна" Алесь Беляцкий был задержан в Минске. В офисе его организации и на квартире правозащитника был проведен обыск. По словам Беляцкого, ему инкриминируют уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.
МИД Литвы выразил протест против действий белорусских властей, отметив, что "вместе с партнерами по Евросоюзу будет предпринимать действия относительно освобождения политзаключенных в Белоруссии". США требуют от властей Белоруссии немедленно освободить руководителя белорусского правозащитного центра "Вясна" Алеся Беляцкого и снять с него все обвинения.
Гродненский областной суд оставил без удовлетворения жалобу белорусского инвалида Константина Каплина, который ранее был осужден за участие в акции "молчаливого протеста". Абсурдность данной ситуации заключается в том, что Каплин, не имеющий правой руки, был арестован за то, что он "хлопал в ладоши".
Белорусские власти намерены бороться с "молчаливыми" акциями протеста путем ужесточения законодательства. Согласно проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь" предусматривается дополнить закон о массовых мероприятиях пунктом об ответственности за несанкционированное "бездействие" в общественном месте. Напомним, акции "молчаливого протеста" традиционно проводились по средам на центральных площадях населенных пунктов Белоруссии, и по информации организаторов, акции возобновятся осенью и, возможно, будут проходить в измененном формате.
Тактику белорусской оппозиции в условиях возобновившегося давления мы обсуждаем с правозащитниками Татьяной Ревякой, заместителем руководителя правозащитного центра "Вясна", Юрием Джибладзе, президентом Центра развития демократии и прав человека и представителем Комитета международного контроля по правам человека в Белоруссии, и Ириной Петерс, корреспондентом Радио Свобода в Вильнюсе. Каковы задачи вашего правозащитного центра?

Татьяна Ревяка: Наш правозащитный центр уже работает 15 лет и его первой миссией, на волне которой появился – это помощь тем людям, которые подверглись политическим либо арестам, либо штрафам и поиск в том числе средств для того, чтобы не только оказать правовую помощь, помочь в суде, помочь обжалованию определенных государственных решений, определенных государственных органов и судебных органов, но и оказать помощь в оплате штрафов, в оплате услуг адвокатов и так далее. Наш правозащитный центр "Вясна" образовался на волне первых акций протеста еще в 1996 году, и эта группа активистов, которая объединилась как правозащитный центр "Вясна-96", первой своей задачей видела именно помощь тем людям, которые были задержаны, подвергались различного рода репрессиям.

Владимир Кара-Мурза: Как, по-вашему, иллюстрирует судьба Алеся Беляцкого, главы правозащитного центра "Вясна", ситуацию с правами человека в Белоруссии в целом?

Юрий Джибладзе: Арест Алеся Беляцкого стал очередным и очень драматичным, на мой взгляд, проявлением нарастающих системных нарушений прав человека в Белоруссии. Все вовлеченные в белорусские дела хорошо знают, что правозащитный центр "Вясна" является ведущей организацией правозащитной в стране. И действительно Татьяна, наверное, про свою организацию ей неловко говорить, но мне очень
Смелая, бескомпромиссная и высокопрофессиональная работа центра "Вясна" и его руководителей, коллег в центре, была колоссальным раздражителем для белорусских властей

ловко говорить такие слова, что это действительно образцовая, мирового класса организация. И неоднократно за эти годы она подвергалась давлению и репрессиям со стороны властей Белоруссии. И именно в последние месяцы после событий 19 декабря прошлого года "Вясна" имела действительно ключевую роль в оказании юридической, материальной и другой помощи политзаключенным и их семьям. Безусловно, доклад о выборах 19 декабря имел огромное значение для того, чтобы мировое сообщество понимало и знало, что происходило во время выборов. Смелая, бескомпромиссная и высокопрофессиональная работа центра "Вясна" и его руководителей, коллег в центре, была колоссальным раздражителем для белорусских властей на фоне, честно говоря, ослабления действий политической оппозиции по понятным причинам в последние месяцы, поскольку больше 30 политзаключенных сейчас находятся в тюрьмах. И на этом фоне, конечно, работа правозащитников и особенно центра "Вясна" заслуживает высшей оценки. И то, что сейчас было очевидно совершенно мотивом за правозащитную деятельность арестован Алесь Беляцкий, демонстрирует то, что режим Александра Лукашенко находится в определенной растерянности, поскольку было очевидно, что такое действие вызовет бурную реакцию как внутри страны, так и во всем мире, что собственно и происходит.

Владимир Кара-Мурза: Какие действия литовской стороны косвенно привели к задержанию руководителя правозащитной организации "Вясна" Алеся Беляцкого?

Ирина Петерс: Сейчас я перечислю хронологию, но перед этим скажу, что эмоций очень много в Литве по этому поводу. Сказать, что в политической среде, деятели политического мира Литвы удручены или
Политики Литвы чувствуют большую вину, им стыдно, как выразился председатель парламентского комитета по международным делам, он сказал: нам стыдно. И попросил прощения

обескуражены – это мягко сказано. Политики Литвы чувствуют большую вину, им стыдно, как выразился председатель парламентского комитета по международным делам, он сказал: нам стыдно. И попросил прощения, кстати, на парламентском заседании комитета, это вчера было, перед Натальей Радиной. Это белорусская журналистка, она сейчас находится в Вильнюсе, попросила здесь политического убежища. Так вот, ее пригласили на заседание комитета, и там литовские политики, раз она там присутствовала и беседовали на эту тему, они попросили у нее прощения перед всем правозащитным движением Белоруссии. Как получилось так, что Литва фактически подставила белорусских правозащитников? Что называется, так горько можно пошутить, по простоте душевной. По поговорке: простота хуже воровства. Эта поговорка сюда подходит. Или головотяпство ведомственное.
Существует договор литовско-белорусский, не только с соседями договор, правоохранительные органы многих стран, в том числе налоговые службы обмениваются оперативной информацией о движении финансовом для того, чтобы бороться с криминалом финансовым. И такое рутинное взаимодействие существует между Литвой и Белоруссией. Мне рассказали в Минюсте Литвы, которое занимается предоставлением в другие страны этой информации, что они как минимум пять тысяч таких запросов удовлетворяют в разные страны. Из пяти тысяч пятьсот – это белорусы. То есть обычное дело. Обычное оно обычное, но, что называется, под раздачу попали и белорусские правозащитники, очень авторитетные люди,
Алесь Беляцкий, я соглашусь с коллегами, большого авторитета в правозащитном мире вообще, не только в Белоруссии, это известный диссидент еще с советских времен. В белоруской финансовой милиции из литовского Минюста предоставлена информация на физических лиц о состоянии их счетов в Литве. И этой информацией воспользовались власти Белоруссии. Тут с одной стороны есть люди не искушенные, у нас в Литве такие есть, которые в прессе говорят: что такое Литва? С холодным сердцем выполнила формальную процедуру. Политический контекст любые клерки, любые работники любых ведомств в любой стране учитывают и должны учитывать. Здесь не учли. То есть фактически в литовском Минюсте знают о Белоруссии, каков этот режим, как могут расправиться с людьми, вплоть до лишения свободы, то, конечно, если заведомо на людей, работающих в правозащитном движении, давать такую конфиденциальную информацию, отдавать в руки белорусский властей, то фактически это большой риск, с этими людьми расправятся.
В Литве сейчас разбирательство идет очень тяжелое межведомственное. Два министерства – Минюст и МИД Литвы, друг на друга кивая, иногда сваливая вину, выясняют, кто же поступил некрасиво с белорусскими правозащитными деятелями. От этого Алесю Беляцкому не легче. Кстати интересно, я смотрела на реакцию в Европе на это событие, если в Литве действительно лихорадочно ищут виноватых, это тоже, наверное, нужно в этой деле, ведь человек пострадал, то, например, в Европе в правозащитных организациях больше всего волнует судьба этого человека, что с ним будет. А ему грозит 7 лет заключения. Формулировка звучит такая: за сокрытие налогов в особо крупных размерах. Дело в том, что счет, который был на Беляцкого в Вильнюсе, он использовался фондами международными для сосредоточивания средств, эти средства шли на помощь, в первую очередь правовую помощь репрессированным в Белоруссии и членам их семей.
И последнее, что я хочу сказать, что удручены, страшно расстроены – это не преувеличение, многие политики в Литве, и президент наш сказала, что прискорбное событие. Я хочу сказать, что оно единичное, оно очень тяжелое, но, как говорят, испортило имидж Литвы в Европе, как говорят некоторые белорусские политологи, надолго, а может быть и навсегда. Но не будем забывать, что все эти годы именно Литва давала приют оппозиционерам, правозащитникам, именно в Вильнюсе находится гуманитарный белорусский университет в изгнании, и здесь финансово он живет и студенты выпускаются. В общем такая ситуация, будем ждать дальше событий.

Владимир Кара-Мурза: Наталья Радина, редактор белорусского издания "Хартия-97", которая попросила политического убежища в Литве, на своем опыте испытала всю тяжесть репрессивной машины.

Наталья Радина: Мне грозит на родине до 15 лет тюрьмы. Я была арестована 19 декабря вместе с кандидатами в президенты, членами избирательных штатов, десятков других людей. И мне предъявлено обвинение в организации так называемых массовых беспорядков в день выборов. Полтора месяца я провела в тюрьме, потом меня освободили под подписку о невыезде, запретили жить в Минске, выслали за 300 километров в город Кобрин, где живут мои родители. Там я была под постоянным надзором КГБ. После каждой критической статьи приезжала милицейская машина, меня увозили в КГБ, говорили: еще одно лишнее слово и ты вернешься в тюрьму. К тому же меня ожидал впереди суд, и было понятно: либо тюрьма, либо все равно невозможность работать. Я, естественно, приняла решение покинуть Беларусь. Вопрос в том, что лидеры оппозиции сегодня находятся в тюрьме, в тюрьме находится кандидат в президенты Андрей Санников, который является самым главным соперником Лукашенко. Находятся в тюрьме люди, которые всегда были известны своей принципиальной позицией и умением организовать акции протеста. Есть такой момент. Но всегда есть надежда на то, что все-таки будут перемены, потому что перемены делает народ.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.