"Сережа" в "Современнике": шампанское с пузыриками

Сцена из спектакля "Сережа"

Одним из последних московских театров сезон закрыл "Современник". В его активе - не только спектакль "Враги. история любви", который будет номинирован на все театральные премии, но и работы молодых режиссеров. На "Другой сцене" "Современника" молодой режиссер Кирилл Вытоптов поставил спектакль "Сережа"по двум рассказам Чехова : "Учитель словесности" и "Страх".

Бесконечным стонам, что все теплые театральные кресла заняты престарелыми режиссерами, а молодому дарованию совершенно некуда податься, верить не стоит. Во всяком случае, за пару сезонов только Москва получила четыре отличных спектакля , поставленных выпускниками курса Сергея Женовача в РАМТе, да еще "Современник" предоставил пространство "Другой сцены" его выпускникам Екатерине Половцевой (она показала пьесу Сергея Найденова "Хорошенькая") и Егору Перегудову ("Время женщин"), а также Кириллу Вытоптову (закончил мастерскую Олега Кудряшова). Он поставил спектакль "Сережа", инсценировку двух рассказов Чехова: "Учитель словесности" и "Страх".

Чеховские рассказы объединены темами скоротечности жизни и страха перед "обыденщиной". А еще – остывающей любви, не только к женщине, но и к делу, которому сперва служишь истинно, а потом – по обязанности. Именно так выглядит путь главного героя – человека, рано женившегося и быстро охладевшего к жене; учителя, который сам не в состоянии раскрыть тему, которую предлагает для сочинения восьмиклассникам – "Пушкин как психолог" (этой ролью в "Современнике" дебютировал Никита Ефремов).

Пушкин оказывается в этой инсценировке соавтором Чехова. Фрагмент из "Евгения Онегина" начертан мелом на классной доске, отдельные строки мокрой тряпкой стирают с доски ученицы, нестойкие в любви к поэзии. Много читают вслух: и того, что ближе молодым людям ("кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей") и того, что понятнее старшим ("привычка свыше нам дана, заменой счастию она"). В голову тем временем лезут мысли про дикий образовательный стандарт, про отмену школьных сочинений и, кажется, неудавшуюся попытку превратить словесность в предмет на выбор. Жизнь вторгается в театр самым непредвиденным образом.
Видно, как ребята на сцене думают, чувствуют, страдают. Они играют образы, характеры. Все по-настоящему, все очень честно

Если со стандартом реформаторы преуспеют, то будущие поколения зрителей не смогут понять даже того эха, которым отзываются пьесы Чехова в его рассказах: тут вам и учитель с женой Машей (как Медведенко в "Чайке" или Кулыгин в "Трех сестрах"), тут и Полянский, который так и не сделал предложения Варе, точь-в-точь, как не сделал его Лопахин в "Вишневом саде". И не смогут будущие жертвы образовательного стандарта обнаружить здесь параллели с "Семейным счастьем" Льва Толстого. Кстати, в режиссуре Кирилла Вытоптова довольно очевидно влияние автора спектакля "Семейное счастье" – Петра Фоменко, а также – в пластических этюдах и некоторых приемах – Эймунтаса Някрошюса.

Что ж, это настоящее "семейное счастье" – молодой режиссер, который выбирает для ориентира имена лучших учителей театральной словесности.

Конечно, не обошлось без ошибок : они есть и в драматургической композиции, и в том, что эмоциональные акценты принесены в жертву легкости и стремительности исполнения, но в главном все верно: интерес к серьезной литературе и глубоким проблемам, живой театр, отличный ансамбль. "Современник" может гордиться не только молодыми режиссерами, но и их ровесниками – актерами. Народная актриса России Марина Голуб очень высоко оценила спектакль:

– Очень важно, чтобы молодая часть труппы играла сложные вещи. А тут очень сложный материал – ведь это не просто пьесы Чехова, это проза, его рассказы. Нужны такие лаборатории: берем Чехова и честно начинаем в нем разбираться. Замечательные актерские работы. Видна кропотливая работа. Актеры сохранили правильность интонации – то, за что сам Чехов все время боролся. Из Ильи Лыкова (играет несколько ролей в спектакле – МТ) может вырасти большой актер. У него, вроде бы, не героическая индивидуальность, но он может играть и героические роли, и характерные. И видно, как ребята на сцене думают, чувствуют, страдают. Они играют образы, характеры. Все по-настоящему, все очень честно. И мне это очень дорого. Я получила невероятное наслаждение. Прямо такое шампанское с пузыриками. В МХТ, на Малой сцене, Марина Брусникина тоже занимается с артистами серьезной прозой. И очень верно, что "Современник" двигается в этом направлении, – считает Марина Голуб.