Двери закрываются

Президент Украины встретился в Сочи со своим российским коллегой при весьма печальных обстоятельствах. Печальных для самого Виктора Януковича. Он достиг того, чего не удалось ни одному президенту Украину: сумел попасть в немилость одновременно и на Западе, и на Востоке. Всего за полтора года президентства, voila! Перед главой украинского государства закрываются двери в кабинеты западных коллег. Хозяева Кремля также намекают на ущербность политики действующей власти Украины. И все это из-за одного только дела – суда над Юлией Тимошенко. Запад видит в этом процессе злой политический умысел украинской власти. Россия – ловушку для газовых договоренностей, достигнутых более двух лет назад Тимошенко и Путиным.

Наиболее любопытной оказалась реакция России. Уже давно никто не питает иллюзий по поводу отношений между Януковичем и российскими лидерами – газовый вопрос отравил диалог еще в прошлом году. Но реакция российского МИДа на арест главного оппозиционера Украины оказалась в высшей степени неожиданной. Россия потребовала справедливого суда над Юлией Тимошенко. Оставим за скобками право Москвы выступать с подобными призывами, еще бы Пекин или Хараре призвали Киев к соблюдению принципа верховенства права. Но почему же Россия решила высказаться в этом отношении публично? Неужели Кремль таким образом поддерживает Юлию Владимировну, о чем слухи ходят довольно давно (при чем, их распускают порой и российские дипломаты, аккредитованные в Киеве)?

Сомневаюсь, что Медведеву или Путину есть какое-то дело до судьбы украинской оппозиции. Россия усматривает в этом процессе угрозу собственным интересам – интересам «Газпрома». Ведь если Тимошенко признают виновной в «газовом преступлении», то шлейф этого дела зацепит и российское руководство. Получится, что и Владимир Владимирович причастен к порочному сговору. Нужно ли это ему? Легитимность самого соглашения окажется под вопросом. Украинская сторона смогла бы обратиться к Москве: соглашение-то с душком; может, пересмотрим его, чтобы узаконить газовые отношения в глазах и наших сограждан, и мирового сообщества. В придачу украинская власть могла бы припугнуть и международным арбитражем. Не берусь утверждать, что такой расчет вынашивала украинская власть. Скорее, в «вопросе Тимошенко» речь идет о банальной политической мести, о желании власти уничтожить единственного серьезного оппонента. Но из России, насколько понимаю, немного другое виденье, впрочем, имеющее право на существование. В конце концов, одна версия не противоречит второй. Можно и Юлю посадить, и Россию уговорить…

Однако Москва сыграла «на опережение». И – выиграла. Может, не войну, а битву. Но все же… Реакция западных лидеров оказалась в принципе прогнозируемой. В Кремле, очевидно, об этом были осведомлены. И похоже, не только об этом. Реакция российского МИДа 5 августа была молниеносной; кажется, об аресте в Москве узнали даже раньше, чем сам судья Родион Киреев, принявший решение о «посадке» Тимошенко. Раньше ведомства Сергея Лаврова успел высказаться только президент Европейского парламента Ежи Бузек, да и то лишь потому, что его спонтанно спросили об этом украинские журналисты, работающие в Брюсселе. Любопытно, что президент России уж очень удачно перенес свою встречу с украинским президентом. Изначально она планировалась на 29 июля, но состоялась 12 августа.

Понятно, что 29 июля позиции у Виктора Януковича были совершенно иными, нежели 12 августа. И российское руководство (в частности, МИД России) не могло не воспользоваться шансом еще больше эту позицию ослабить. Янукович в итоге ехал в Сочи не как человек, который может что-то требовать, а как проситель, как человек, от которого заведомо будут требовать оправданий и уступок. Он, наверное, и сам это понимал. Потому встреча осталась без видимых результатов.

Только Януковичу и Медведеву известно, какой платы теперь требует Россия для пересмотра газовых соглашений. Слияния «Газпрома» и «Нафтогаза»? Возможности модернизировать ЧФ в Крыму? Делимитации морской границы согласно виденью Москвы? Отказа Киева от интеграции в Евросоюз? Сдачи важных промышленных объектов Украины за бесценок? А может, всего этого и сразу? Одно ясно – арест Тимошенко Россию уже мало волнует, пусть этим занимаются западные товарищи. Россия своего добилась: чем слабее позиции президента Украины, тем большим может быть перечень требований президента России.