"Екатеринбург вновь стал похож на Свердловск"





События трех августовских дней застали Свердловскую область, как и другие российские регионы, врасплох: депутаты горсовета Свердловска были в отпуске, а высшая областная власть заняла выжидательную позицию. К тому времени во власти уже было довольно много людей, разделявших демократические взгляды - именно они проявляли активность, собирали из отпусков своих коллег, устраивали митинги и работали с предприятиями. Бывший депутат свердловского областного совета, один из лидеров местного отделения Демократического Выбора Александр Заборов и его коллеги наладили связь с Борисом Ельциным:

Александр Заборов: Никто не кинулся поддерживать ГКЧП. Самая вершина власти, они просто выжидали в течение суток примерно, а те, что назывались демократами — я в том числе — мы развивали бурную деятельность, пробивались на телевидение, принимали факсы с указами Бориса Николаевича и их распространяли. Попытались организовать забастовку, и 21 числа уже несколько заводов встали. Митинг был организован 21 числа, большой очень митинг, он проходил на площади. И одновременно шла сессия областного совета.

Екатерина Петрова: Во время этой сессии - на фоне 100-тысячного митинга, свердловские власти официально подержали Ельцина. А 23 августа Александр Заборов с коллегами по Демократическому выбору лично опечатывал обком КПСС в Свердловске. По его словам, властные структуры тогда покинули буквально единицы, те люди, которые открыто выступили против Ельцина, а что касается коммунистов, то они фактически в одну ночь оказались вне закона. Как, например, Анатолий Котюх, первый секретарь горкома КПСС Богдановича – небольшого городка неподалеку от Екатеринбурга. 19 августа он поддержал ГКЧП:

Анатолий Котюх: Мне позвонили, говорят: такая ситуация чрезвычайная, создается ГКЧП, люди принимают какие—то усилия, чтобы предотвратить намечающееся разрушение государства. Мы собрали актив, вроде как, поддержали ГКЧП. Ну а потом события стали стремительно развиваться. Было ощущение такое, что ребята там подрастерялись. Все же было в руках: армия, милиция, Комитет госбезопасности….Можно было же как—то приостановить все. Мы, по—моему, слишком расслабились. Думали, что коммунистическая партия навечно у власти, и ничто не может помешать…

Екатерина Петрова: Котюх до сих пор остается коммунистом, членом КПРФ и считает, что за последние 20 лет в России стало хуже. Усугубляется социальное расслоение, жить в небольших городах и деревнях, по его словам, стало сложнее. Критикует нынешнюю ситуацию и бывший депутат городского совета Свердловска и экс-активист Демократического выбора Борис Макаранец. Правда, по его словам, мы как раз вернулись к тому худшему, что было в СССР. Макаранец в дни путча был в Москве, но вернулся в Свердловск по рекомендации соратников Геннадия Бурбулиса, и сразу начал собирать своих коллег по горсовету. Одним из первых решений горсовета было возвращение Свердловску названия Екатеринбург:

Борис Макаранец: Быстренько сделали соответствующее постановление. Вытащили его на совет, пока еще было тепло после путча. И в общем—то удалось принять решение, город получил новое название. Так вот я думаю, что зря я это делал: нынешнему городу наименование Свердловск, наверное, подходит больше. К сожалению, никакой демократизации в общем-то не последовало: власть в городе по—прежнему принадлежит все той же партхозноменклатуре. Ну а поскольку нынешняя Россия — это маленький Советский Союз, поздний Советский Союз, то зачем же менять название? Сменили ярлык, не изменив содержание.

Екатерина Петрова: Ну а поколение молодых екатеринбургских политиков, не принимавших участия в событиях 91-го года, воспринимают их как национальное достижение. По словам депутата городской думы, лидера регионального отделения Парнаса Леонида Волкова, не нужно напрямую связывать победу над путчистами и ту ситуацию, которая сложилась 20 лет спустя:

Леонид Волков: Это день, который для меня стоит в одном ряду с еще двумя датами: с 9 мая 1945-го и с 12 апреля 1961—го. Это день полного безоговорочного национального единства. Это моменты, которые для страны, для народа очень важны — когда все люди преисполнились радости, эйфории, лучших надежд на будущее и так далее. Другой вопрос — что из этого получилось? За эти 20 лет мы совершили маятниковый путь назад, пришли туда, откуда ушли, практически в полном объеме, а где—то даже и похуже. В этом не есть причинно—следственная связь с событиями августа 1991 года.

Екатерина Петрова: Добавлю, что в Екатеринбурге в честь 20-летия победы над ГКЧП проходят выставки, дискуссии и круглые столы. 19 августа коммунисты провели митинг, они призывали вспомнить достижения СССР и критиковали нынешний строй. Впрочем, большого ажиотажа ни выставки, ни митинг в Екатеринбурге не вызвали.