Андрей Попов - раб или дезертир?

Солдат-срочник Андрей Попов, пробывший в рабстве 11 лет (фото Ольги Бакуткиной)

В Саратове арестован и обвинен в дезертирстве солдат Андрей Попов, который утверждает, что был похищен и находился больше десяти лет в рабстве в Дагестане.

Об истории, которая произошла с Андреем Поповым, стало известно благодаря его близким и активистам саратовского областного Союза солдатских матерей.

Солдат-срочник Андрей Попов вернулся из армии через 11 лет. Осенью 2000 года он служил в воинской части 14460 в Татищевском районе Саратовской области. Был отправлен на строительство объекта, а оказался на кирпичном заводе в Дагестане. 17 августа 30-летний солдат вернулся домой в районный город Ершов. О его состоянии рассказывает родственница Светлана Попова:

- У него было два побега, на третий раз он сбежал из Дагестана с кирпичного завода. Пришел домой к матери. 45-50 лет ему дашь. Обросший весь, без зубов, худой такой, ну стариМы собираемся отстаивать его права. Это не очень сбежал сам, было похищение. Но мы никак не можем добиться возбуждения уголовного дела. Мы уже не знаем, куда обращаться.

18 августа Андрей Попов пришел в местную полицию с заявлением о похищении, был задержан и помещен в следственный изолятор как дезертир.

Ситуацию комментирует председатель саратовского областного Союза солдатских матерей Лидия Свиридова:

- Скорее всего, это заявление у них и не приняли, или взяли, но рассматривать не стали, заведомо признав парня виновным. Это одно из звеней в цепи нарушений, которые сегодня допускают должностные лица в отношении Андрея Попова.

Саратовский Союз солдатских матерей намерен добиваться освобождения Андрея Попова из-под стражи, и настаивает на проведении тщательной проверки его заявления о похищении, причем не местными органами охраны правопорядка. По мнению Лидии Свиридовой, для расследования дела необходимо создание специальной комиссии.

По официальной информации управления МВД по Саратовской области, полиция Ершовского района действует на основании розыскного дела, заведенного в декабре 2000 года, в соответствии с которым Андрей Попов разыскивается, как дезертир. Сейчас рассматривается вопрос о передаче его военной прокуратуре.

Председателя Московской Хельсинской группы Людмилу Алексееву удивляет поведение правоохранительных органов Саратовской области:

- Сначала необходимо установить, правду ли говорит солдат…Зачем его сразу арестовывать? Надо сначала выяснить все обстоятельства, тогда шли военные действия", - цитирует Людмилу Алексееву агентство "Интерфакс".

О войне в Афганистане в связи с историей Андрея Попова вспоминает и обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина:

- Практика осуждения бывших военнопленных за измену родине или за дезертирство началась в Советском Союзе с советско-финской войны. Во время афганской войны практика изменилась и вернувшихся из плена стали сажать в тюрьму за дезертирство. У меня в журналистской практике был такой случай, когда мне написал один из таких пленных, осужденных на восемь лет тюрьмы в Советском Союзе, отсидел он тогда половину срока. Он мне написал, что он продолжает сидеть. Я стала заниматься этим делом. Звали молодого человека Андрей Матиуц. Очень скоро выяснила, что даже военная прокуратура в те годы не знала, сколько таких бывших советских пленных в Афганистане сидели по советским тюрьмам, потому что для того, чтобы их дела были подняты, для того, чтобы их освободили, нужен был закон об амнистии. Я не исключаю, что нечто подобное может случиться и сейчас. Применение законодательства постепенно начинает все более и более повторять советскую практику. Вероятно, и в этом случае потребуется закон об амнистии для того, чтобы узнать, сколько же военнопленных сидят по российским тюрьмам.