Чиновник и Бог

Влияет ли религиозность чиновников на принимаемые ими решения? Можно ли, официально декларируя соблюдение Десяти заповедей, не выполнять данных гражданам обещаний, разгонять омоновскими дубинками марши «несогласных», брать взятки, разрушать исторический центр Петербурга и пр.?

Или же взаимоотношения с Богом настолько интимная сфера, что никакого касательства к публичной чиновнической деятельности она не имеет? Что чувствует человек, наделенный громадной ответственностью перед людьми, вершащий их судьбами, отдающий приказы «идти на смерть» в церкви, на исповеди у батюшки?

Декларировать свою религиозность уже давно у российских чиновников даже не модно, но как-то принято само собой. Со стороны иногда кажется, что эта практика лежит в одном русле с декларацией атрибутов власти: «мигалками», ВЧ, ФСО, VIP-залами и пр.. Но все-таки некая разница в накале конфессиональных деклараций у чиновников наблюдается.

Экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, например, себя особо религиозным человеком не считает. Корреспондент журнала «Город 812» задал ей на последней пресс-конференции вопрос: «Знаю, что вы человек верующий. Священнику вы тоже секреты не доверяете?» Ответ: «Знаете, моя мама была верующим человеком. У нас всегда в доме были иконы, и мама приучила меня с детских лет на ночь молиться. Она не была религиозным фанатиком, не так часто ходила в церковь, только по большим праздникам. И мне передала отношение к вере. Я исповедую все христианские заповеди, хожу в церковь, хотя тоже не так часто, как мне бы хотелось. Но исповедоваться я бы не смогла. Не знаю, не могу этого объяснить, но не переступила эту черту».

Признание, надо отметить, редкое по своей честности. Повлияло ли то, что Валентина Матвиенко так и «не переступила черту», не исповедовалась, ходя в церковь, на то, что большинство ее обещаний петербуржцам так и не были выполнены? Бог знает…

В религиозности нового губернатора Петербурга, а сейчас понятно, что им станет Георгий Полтавченко, сомневаться не приходится. Он – член попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, награжден пятью орденами РПЦ, активно участвует в восстановлении русских монастырей и церквей, возглавляет попечительский совет Русского Афонского общества – и даже выступает за перенос тела Ленина из Мавзолея. В одном из своих редких интервью (в 2001 году, корреспонденту журнала «Огонек») Георгий Полтавченко рассказал, что он даже видел чудеса.

- Я ведь и чудеса видел!
- Правда? Какие?
- Настоящие! Например, мироточащие иконы... Еще Господь сподобил меня приложиться к руке Марии Магдалины. Знаете, наверное? Была такая святая, которая в свое время Иисуса Христа елеем помазала... И вот, представьте, мне посчастливилось эту руку поцеловать!
- Где же сие событие случилось?
- На святой горе Афон в Греции... Что сказать хочу? Рука Марии, которой две тысячи лет, постоянно имеет температуру человеческого тела, правда, чуть повышенную: от 39 до 41 градуса. Я губами ощутил тепло, идущее от этой руки. Мне потом многие пытались доказать, что такого быть не может, но я-то сам видел и чувствовал! Не выжил же я из ума в конце концов! Спрашивал у святых отцов, не пытался ли кто-нибудь определить природу феномена руки Марии Магдалины: ведь ясно, что все происходит натуральным образом, нет никакого скрытого искусственного подогрева. Монахи ответили, что на Афон специально приезжали ученые из Англии, замеряли радиоактивный фон, проводили другие исследования. В результате пришли к единственному выводу: почему рука горячая, ответа нет, но что температура колеблется в пределах двух градусов - факт.

31 августа состоится инаугурация нового губернатора Петербурга. 31 августа у Гостиного двора свою акцию, в духе Махатмы Ганди проведут активисты «Стратегии-31». Будут ли они обработаны омоновцами и посажены в кутузки? А, может быть, глубокая вера Георгия Полтавченко не позволит ему отдавать приказы избивать людей, и он согласится на встречу с активистами «Стратегии-31», которую они ему предложили?
Или религиозность чиновников не влияет на принимаемые ими решения?

Бог знает.