6 сентября новый Театр имени Маяковского откроет новый сезон с новым художественным руководителем. После того, как по желанию артистов труппы, театр покинул Сергей Арцибашев, на эту должность был назначен Миндаугас Карбаускис.
Миндаугас Карбаускис принадлежит поколению 40-летних, он - выпускник курса ГИТИСа Петра Фоменко, все его спектакли в театре Олега Табакова были в разные годы выдвинуты на "Золотую Маску". В прошлом сезоне он поставил "Будденброков" в РАМТе, и этот спектакль должен принести ему очередную номинацию на национальную премию.
Летом Миндаугас Карбаускис принял предложение возглавить Московский академический театр имени Маяковского. Уже известны ближайшие планы театра. "Месяц в деревне" Тургенева ставит Александр Огарев, в главной роли - Евгения Симонова. Сам Карбаускис приступит к репетициям пьесы Островского "Таланты и поклонники" (роль Негиной сыграет Ирина Пегова). Заместитель художественного руководителя Александр Коручеков (режиссер, педагог ГИТИСа, актер "Студии театрального искусства") начнет работу над многонаселенной пьесой Ханоха Левина "Пакуем чемоданы". Тем временем, на большую сцену из филиала театра (закрытого на реконструкцию) переезжают "Амуры в снегу" в режиссуре Екатерины Гранитовой.
- Это обаятельнейший спектакль, который оказался некой ниткой, за которую можно схватиться, чтобы поддержать игровую, легкую традицию этого театра, - говорит Миндаугас Карбаускис.
Российские театры часто названы чьим-то именем. Но, если в репертуаре МХТ имени Чехова много спектаклей по пьесам Чехова, то в театре имени Маяковского нет ничего из Маяковского. На вопрос Радио Свобода, появится ли он в афише театра, Карбаускис отвечает:
- Мы искали какой-нибудь мост к Маяковскому. Объявили программу для молодых режиссеров. Полтора месяца кропотливого труда ушло на отбор заявок (их было 12). Остановились на двух работах. Одну сделает Туфан Имамутдинов - трагедию "Владимир Маяковский". Вторую - дебютант, режиссер с курса Евгения Каменьковича Алексей Кузьмин-Тарасов. Рабочее название: "Архив. Воспоминания. Пыль". Нам не хотелось ставить больших произведений Маяковского, и мы придумали экспериментальную программу "Новый Маяковский". Это все будет на малой сцене.
Ну, так получилось, что театр носит имя Маяковского, потому что историю его отсчитывают от 1922-го года, хотя истинная история начинается с 1885-го - тогда это был театр "Парадиз", открытая площадка для зарубежных трупп, полумузыкальный театр. Пока разберемся с именем Маяковского, а потом приступим к названию "Парадиз".
- Как вы будете реагировать на то, что театральные актеры много снимаются в сериалах и в кино?
- Эта проблема существовала всегда, а я - театральный практик. Когда не хватает времени - это препятствие, и оно должно воспитывать. Телевидение и кино - хорошее испытание, хороший отбор. Выживает сильнейший...
* * *
Скандалы в Театре имени Маяковского, имени Станиславского и в Театре на Таганке, ведут к выводам о том, что речь - не об отдельных конфликтах, а о системном кризисе репертуарного театра.
- Репертуарный театр - это уникальная возможность развивать театральное искусство, - подчеркивает Миндаугас Карбаускис. - Это залог развития. Сохраняя репертуарный театр, мы сохраним условия для творчества. Репертуарному театру нужны высокомерные люди, которые ставят перед собой некую планку. А для этого нужны определенные условия. Другой вопрос - это быт репертуарного театра и его законы, которые, по сути, не прописаны. Для многих руководителей театр превращается в дом, они будто дом получают, как будто им больше негде жить. А театр - это все-таки место работы...
Однажды Миндаугас Карбаускис сказал, что "театр - это хутор". На вопрос Радио Свобода, что значит для него понятие "хутор", очень часто употребляющееся в идиллическом стиле, когда речь идет о режиссерах-выходцах из Литвы, Карбаускис ответил:
- Я не вижу в деревне никаких романтических проявлений. Хутор - это труд. Это ощущение своего хозяйства, чувство долга. Хотя я не так уж знаком с хуторами: я, по сути, колхозный человек
Миндаугас Карбаускис принадлежит поколению 40-летних, он - выпускник курса ГИТИСа Петра Фоменко, все его спектакли в театре Олега Табакова были в разные годы выдвинуты на "Золотую Маску". В прошлом сезоне он поставил "Будденброков" в РАМТе, и этот спектакль должен принести ему очередную номинацию на национальную премию.
Летом Миндаугас Карбаускис принял предложение возглавить Московский академический театр имени Маяковского. Уже известны ближайшие планы театра. "Месяц в деревне" Тургенева ставит Александр Огарев, в главной роли - Евгения Симонова. Сам Карбаускис приступит к репетициям пьесы Островского "Таланты и поклонники" (роль Негиной сыграет Ирина Пегова). Заместитель художественного руководителя Александр Коручеков (режиссер, педагог ГИТИСа, актер "Студии театрального искусства") начнет работу над многонаселенной пьесой Ханоха Левина "Пакуем чемоданы". Тем временем, на большую сцену из филиала театра (закрытого на реконструкцию) переезжают "Амуры в снегу" в режиссуре Екатерины Гранитовой.
- Это обаятельнейший спектакль, который оказался некой ниткой, за которую можно схватиться, чтобы поддержать игровую, легкую традицию этого театра, - говорит Миндаугас Карбаускис.
Российские театры часто названы чьим-то именем. Но, если в репертуаре МХТ имени Чехова много спектаклей по пьесам Чехова, то в театре имени Маяковского нет ничего из Маяковского. На вопрос Радио Свобода, появится ли он в афише театра, Карбаускис отвечает:
- Мы искали какой-нибудь мост к Маяковскому. Объявили программу для молодых режиссеров. Полтора месяца кропотливого труда ушло на отбор заявок (их было 12). Остановились на двух работах. Одну сделает Туфан Имамутдинов - трагедию "Владимир Маяковский". Вторую - дебютант, режиссер с курса Евгения Каменьковича Алексей Кузьмин-Тарасов. Рабочее название: "Архив. Воспоминания. Пыль". Нам не хотелось ставить больших произведений Маяковского, и мы придумали экспериментальную программу "Новый Маяковский". Это все будет на малой сцене.
Ну, так получилось, что театр носит имя Маяковского, потому что историю его отсчитывают от 1922-го года, хотя истинная история начинается с 1885-го - тогда это был театр "Парадиз", открытая площадка для зарубежных трупп, полумузыкальный театр. Пока разберемся с именем Маяковского, а потом приступим к названию "Парадиз".
- Как вы будете реагировать на то, что театральные актеры много снимаются в сериалах и в кино?
- Эта проблема существовала всегда, а я - театральный практик. Когда не хватает времени - это препятствие, и оно должно воспитывать. Телевидение и кино - хорошее испытание, хороший отбор. Выживает сильнейший...
* * *
Скандалы в Театре имени Маяковского, имени Станиславского и в Театре на Таганке, ведут к выводам о том, что речь - не об отдельных конфликтах, а о системном кризисе репертуарного театра.
- Репертуарный театр - это уникальная возможность развивать театральное искусство, - подчеркивает Миндаугас Карбаускис. - Это залог развития. Сохраняя репертуарный театр, мы сохраним условия для творчества. Репертуарному театру нужны высокомерные люди, которые ставят перед собой некую планку. А для этого нужны определенные условия. Другой вопрос - это быт репертуарного театра и его законы, которые, по сути, не прописаны. Для многих руководителей театр превращается в дом, они будто дом получают, как будто им больше негде жить. А театр - это все-таки место работы...
Однажды Миндаугас Карбаускис сказал, что "театр - это хутор". На вопрос Радио Свобода, что значит для него понятие "хутор", очень часто употребляющееся в идиллическом стиле, когда речь идет о режиссерах-выходцах из Литвы, Карбаускис ответил:
- Я не вижу в деревне никаких романтических проявлений. Хутор - это труд. Это ощущение своего хозяйства, чувство долга. Хотя я не так уж знаком с хуторами: я, по сути, колхозный человек