Зачем в тюрьме исправляться-то?

Игорь Сутягин после освобождения, Лондон

Зачем зэку в тюрьме исправляться? Да вы не шарахайтесь от нелицеприятного вопроса, а просто задумайтесь над простой истиной: никто не отменит значение такого фактора в поведении, как стимулы.

Важнейшим, без преувеличения, стимулом в "зазаборье" является возможность заслужить свободу скорее – возможность Условно-Досрочного Освобождения.

Да, УДО – это не неоспоримая данность, наступающая после истечения определённой части срока. УДО нужно заслужить – это верно. Его заслуживают честным трудом (именно ТРУД в УИКе определён как важнейший фактор исправления осуждённого). Честно работаешь – получаешь поощрения, а в конце можешь рассчитывать на УДО. Особенно если при этом на протяжении долгих лет вёл исключительно законопослушный образ жизни (что тоже, согласитесь, признак исправления!) - взысканий не имеешь. Можешь рассчитывать на УДО...

Или – не можешь. Потому что как за долгие 1482 тюремных дня получить ШЕСТНАДЦАТЬ поощрений (подавляющее большинство сидельцев за такое время дай бог одно, ну два зарабатывают), не получить НИ ОДНОГО взыскания – но зато получить ОТКАЗ В УДО? Да запросто! У нас – запросто! И трудно уже что-то говорить закоренелым, нагло цедящим в лагере через губу: "А зачем мне исправляться-то? Я и так отсижу срок и выйду, и пошли вы все на ...!"

Метод «кнута и пряника» потому так и называют, что кроме кнута предполагает наличие пряника. А когда кнут (в виде лагерных заборов) есть, а пряника не видно даже в микроскоп – я не знаю, как такой метод называть. Вот, почитайте-ка – открытое письмо бывшего депутата Архангельского горсовета Виктора Воробьёва. Найдёте, ЧТО ответить на первый вопрос этой статьи?

"29 августа 2011 года постановлением судьи Холмогорского райсуда Архангельской области Доронина А. В. мне отказано в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, несмотря на отсутствие объективных и законных причин, позволяющих держать меня в заключении.

Но разве в нашей стране это удивительно? К сожалению, это стало уже правилом. Ничто не может помешать творить полный беспредел и произвол, если на то есть воля высокопоставленного чиновника.

Любая власть априори опасна для общества, а власть, не исполняющая и извращающая свои же законы, опасна вдвойне. Сколько еще нужно вопиюще несправедливых процессов и загубленных жизней, чтобы мы наконец осознали в происходящем опасность для каждого из нас, чтобы каждый задумался о происходящем? А кто все понимает, пусть не молчит. Пусть каждый начнет с себя.

30.08.11 я объявил голодовку, поскольку это единственный способ в нынешней ситуации выразить свой протест против незаконного и несправедливого отказа мне в УДО. Тем самым я хочу привлечь внимание каждого из вас, внимание судов, правоохранительных органов, правозащитных организаций, всех, вплоть до Президента, к той вопиющей ситуации, которая сложилась с применением УДО.

УДО служит орудием шантажа, манипулирования людьми, запугивания со стороны администраций колоний и способом необоснованного немотивированного удержания людей в заключении, вопреки нормам закона. Практически невозможно прожить несколько лет без незначительных нарушений в колонии, где планово каждый день составляется несколько десятков нарушений.

Но, судя по моему делу, даже полное отсутствие нарушений и наличие большого количества поощрений не помогает человеку освободиться. Я уже не говорю про сотни ребят, у которых все нарушения заключаются в незастегнутой пуговице или поднятом воротнике.

Вы только подумайте, что за эти пустяки человек обрекается на несколько лет заключения! Страдает он, его семья, родители и все это из-за сущих пустяков, никаким образом не свидетельствующих о неисправлении человека. Стоит ли говорить, что такие отказы не способствуют исправлению человека! В результате люди затаивают обиду, злость, негодование и ненависть. И с таким "багажом" они выйдут "по звонку" и выплеснут это всё в общество.Стоит ли удивляться, что вскоре они снова оказываются здесь?

Для непосредственного доведения всей информации я прошу о личной встрече с лицами, возглавляющими организации, имеющие непосредственное отношение к вопросам применения условно-досрочного освобождения. Заключенным невозможно достучаться до Вас сквозь барьеры бюрократии в "обычной" жизни. Но может вы обратите внимание на эту проблему и приложите усилия для ее разрешения, получив информацию из первых уст.

Я обращаюсь непосредственно к архангельским начальнику УФСИН, председателю облсуда, областному прокурору, уполномоченному по правам человека:

Уважаемые чиновники, я надеюсь на понимание и на Ваше небезразличное отношение к нашим судьбам. На ваших плечах лежит моральная ответственность за физическое и психическое состояние сотен осужденных незаконно лишенных условно-досрочного освобождения.
Власти, не лишайте нас УДО! Люди живут ожиданием свободы, мечтают о ней, грезят, строят планы на нормальную жизнь, как правило, осознав свои ошибки задолго до наступления срока УДО. Дайте нам шанс начать новую жизнь!

Осужденный ФКУ ИК-12 Воробьев Виктор Николаевич."

Ну, что скажете, читатель?