Льву Пономареву исполнилось 70 лет

Лев Пономарев

2 сентября известному правозащитнику Льву Пономареву исполнилось 70 лет. Руководитель Всероссийского движения "За права человека" был ученым-физиком и работал вместе с основателем МХГ Юрием Орловым, политиком – являлся одним из лидеров "Демократической России", которая привела к власти Бориса Ельцина, талантливым оратором – в 1990-е годы Лев Пономарев выводил на митинги сотни тысяч людей.

Лев Пономарев




С юбилеем Льва Пономарева поздравила глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева:

– Лично знаю Льва Александровича с 1990-го года, но заочно – гораздо раньше. Ведь он еще в советское время был доктором физико-математических наук, работал в одном институте с Юрием Федоровичем Орловым, основателем Московской Хельсинской группы. И когда тот отсидел за то, что организовал группу, семь лет лагерей и оказался в ссылке в Якутске, то был вынужден купить разрушенную хибару – на другую денег не было. Ее надо было подготовить к зиме. Самому Орлову это было не по силам, нужна была помощь. А сотрудникам его института сказали: "Кто поедет, лишится работы ". Поехали всего двое коллег Юрия Орлова, один из них – Лев Пономарев. Я об этом знала, поэтому в 90-м году встретила его, как доброго знакомого и как очень хорошего человека. Он прошел длинный путь, от ученого до политика, от политика до правозащитника. Это честный и благородный человек, которого я считаю не только коллегой, но и добрым другом, – сказала Людмила Алексеева.

Сам юбиляр на пенсию уходить пока не собирается, хотя о преемнике задумывается. И это – единственное общее, что роднит его, как говорит сам Лев Пономарев, с политическим оппонентом Владимиром Путиным:

– Я впервые задумался о том, как живу. Меня самого пугает эта цифра – 70, поэтому я вынужден подводить какие-то итоги, что и делаю: издал небольшую книжечку под названием "Минуты роковые" и ее раздаю.

– На заслуженный отдых случайно не собираетесь?

– Нет, не собираюсь. Кстати, у меня такая же проблема, как у Путина, – проблема преемника. Мне на самом деле, конечно, надо потихонечку уходить. И хотя сил для руководства движением пока хватает, но нужно добиться того, чтобы движение было менее персонифицировано. Будем думать над этим. Проблема есть.

– Семьдесят лет – вполне подходящий возраст, чтобы вернуться в политику…

– Нет, движение "За права человека" мне намного дороже. Уверен, что правозащитники, люди, которые занимаются гражданской деятельностью, смогут влиять на ситуацию в стране много больше, чем действующая политическая оппозиция. У нас сейчас что-то похожее на 1986-1987 годы по уровню оппозиционности населения, уровню популярности власти, готовности оппозиции вместе что-то делать. Нет, правда, такого лидера, как Горбачев, который бы занимался саморазрушением власти, в хорошем смысле этого слова. То есть разрушал бы авторитарную власть и двигался в сторону демократии. Медведев эту роль выполнить не сумел. Поэтому проблем в стране много, они будут нарастать и критическое время придется, скорее всего, на 2013-2014 годы. И роль оппозиции будут играть не политические организации, а гражданские активисты. Вот они должны постепенно объединяться и создать широкий оппозиционный антитоталитарный фронт. Решению этой проблемы я и буду отдавать все свои оставшиеся силы.